Яков Бёме "Путь души из тьмы к истинной иллюминации"



В аллегории германского философа 17 в. Я. Беме описаны мытарства души «духовного искателя». Она хочет райского блаженства, но не желает тяжко трудиться и отказываться от уже найденных земных благ. Она разрывается между разнородными советами учителей, истинных и мнимых. А когда наконец решается работать ради спасения – обнаруживает, что самых искренних усилий недостаточно…


Якоб Бёме родился в Альтзейденберге, близ Гёрлица в 1575 г., умер 24 ноября 1624 г. в Лаузитце. В процессе своего самообразования, изучая помимо Лютеровской Библии и немецких мистиков также труды одного из величайших ученых Средневековья, немецкого алхимика Теофраста Парацельса (1493-1541), Бёме - исключительно самостоятельно - приобрел большой объем натурфилософских и религиозно-мистических знаний. Будучи по своему социальному положению владельцем сапожной мастерской, Я.Бёме обладал настолько глубоким оригинальным умом, что, не имея "специального" образования, явился, тем не менее, тем провозвестником и основателем философии Нового времени, которого, по замечанию Гегеля, "нам не следует стыдиться". Ибо пример Бёме ясно показывает, что стыдиться следует не сапожника, который был Философом, но, скорее философов, которые оказались сапожниками.

Известное "видение", случившееся с ним на 25-м году жизни (1600), благодаря которому он смог "проникнуть в сокровенные глубины природы" (подробнее см. Вер Г.Якоб Бёме, сам свидетельствующий о своей жизни. Челябинск, 1998), явилось для него как указание свыше, определив, по его собственному признанию, все последующие направления его мысли. Но только через двенадцать лет, в 1612 году, он впервые отважился открыть свое божественное знание людям, написав "Утреннюю зарю в восхождении", свое первое произведение, изданное, как было выше замечено, лишь в рукописном виде и которое впоследствии, уже после смерти Бёме, по совету издателя и верного последователя его учения, доктора Балтазара Вальтера, было названо также "Aurora" - "корень, или мать, Философии, астрологии и теологии на верном основании".

Прозванный современниками "тевтонским философом" (в те времена мистицизм не без основания называли "тевтонской философией"), Якоб Бёме, подобно Лютеру, считал, что спасение человека возможно не внешними добрыми делами, и даже не внешним содействием Бога, но только внутреннейшей верою сердца. Ибо без внутреннего, духовного перерождения (метанойа) верой благие дела не имеют никакого значения. Не абстрактная схоластическая ученость и тем более не внешняя власть людского авторитета, но лишь возрождение внутреннего человека способно на восстановление того вечного Начала, которое, согласно Бёме, было когда-то утрачено человеческим родом.

Он был убежден, верно замечает в своем замечательном этюде о Бёме Николай Бердяев, что христианство искажено учеными и богословами, папами и кардиналами. "Кто подменил, - пишет Бёме, - истинное, чистое, учение Христово и всегда и везде нападал на него? Ученые, папы, кардиналы, епископы и именитые люди. Почему мир следовал за ними? Потому что у них был важный, напыщенный вид и они величались перед миром: такой безумной блудницей стала поврежденная человеческая Природа/ Кто вымел в немецкой земле из Цервки сребролюбие папы, его нечестие, мошенничество и обман? Бедный, презираемый монах. Какой властью или силою? Властью Бога Отца и силою Бога Духа Святого".

Однако к 1612 году, к моменту написания "Авроры", для Бёме стало уже вполне очевидно, что "поврежденная человеческая Природа" не в состоянии внутренне возродиться, особенно в условиях нарождающейся протестантской ортодоксии, к тому времени духовно иссякшего, "послеконкордийного" (1577) христианства... "Что остается еще скрытым? Истинное учение Христа? - полемически восклицает Беме. - Нет, но Философия и глубокая основа Божия, небесное блаженство, откровение о сотворении ангелов, откровение о мерзостном падении дьявола, откуда происходит зло, сотворение мира сего, глубокая основа и тайна человека и всех тварей в сем мире, последний суд и изменение мира сего, тайна воскресения мертвых и вечной жизни".

Как только один из списков "Авроры", первого сочинения этого нового немецкого пророка и реформатора, попался на глаза гёрлицкого обер-пастора, г-на Грегора Рихтера, Бёме был по решению городского совета почти сразу же заключен под стражу, а потом даже изгнан на какое-то время из своего города. И хотя впоследствии ему было разрешено вернуться, он, однако, должен был дать обещание не браться более за перо. Спустя шесть лет, несмотря на непрекращающуюся опасность со стороны ортодоксального протестантского духовенства он печатает (1618-1624) одно за другим свои главные произведения: "Описание трех принципов Божественной сущности" (1619), "О тройственной жизни человека" (1620), "О вочеловечивании Иисуса Христа" (1620), "De Signature Rerum, или О рождении и обозначении всех существ" (1622), "Mysterium Magnum, или Великое Таинство" (1623), "О выборе милости" (1623).

Таким образом, Бёме не оставил своего внутреннего призвания быть новым немецким пророком Великой Реформации, начатой когда-то Лютером, и оставался ему верен до самой смерти. В мае 1624 года, после очередных нападок со стороны влиятельного обер-пастора, Бёме откликнулся на дружеское приглашение саксонского курфюста посетить Дрезденский двор, при котором, наконец, обретает высоких покровителей своего дела. "Достаточно лишь зайти в книжные лавки Дрездена, - радостно сообщает он своим друзьям, - чтобы увидеть свидетельства новой Реформации, которая в богословском аспекте соотвествует сделанным мной описаниям". Но, к сожалению, радость продолжалась недолго. Уже в августе того же года он заболел и 17 ноября, в возрасте 49 лет, скончался.


Игорь Фокин

***

Была бедная Душа, которая ушла из Рая и пришла в царство мира сего, где Дьявол встретил ее и сказал ей: “Камо грядеши ты, душа, которая наполовину слепа?”
Душа сказала:
Я хотела бы видеть и узнать творения мира сего, кои создал Творец.
Дьявол сказал:
Как ты увидишь и узнаешь их, когда ты не знаешь их сущности и свойства? Ты будешь смотреть только на их внешнюю поверхность, как на выгравированный образ, и не узнаешь их насквозь.
Душа сказала:
Как я могу узнать их сущность и свойство?
Дьявол сказал:
Твои глаза открылись бы, дабы видеть их насквозь, если бы ты только вкусила то, от чего творения сами приходят к добру и злу. Тогда ты была бы как сам Бог, и знала, что есть Творение.
Душа сказала:
Сейчас я благородное и святое творение, но если соделаю я то – Творец сказал, что я умру.
Дьявол сказал:
Нет, ты вовсе не умрешь, но твои глаза открылись бы, и ты стала бы как сам Бог, и познала бы добро и зло. А еще ты стала бы сильной, могущественной и великой весьма, как я; все тонкости, что есть в творениях, стали бы известны тебе.
Душа сказала:
Если бы у меня было знание природы и творений, я могла бы тогда править всем миром, как я хотела.
Дьявол сказал:
Все основание того знания лежит в тебе. Лишь обрати свои волю и желание от Бога и блага к природе и творениям, и тогда восстанет в тебе страстное желание попробовать, и так ты сможешь вкушать от древа познания добра и зла, и через то познаешь все вещи.
Душа сказала:
Ну хорошо, я буду вкушать от древа познания добра и зла, чтобы я могла править всеми вещами своею властью и быть сама госпожой на земле, и делать то, что пожелаю, как делает сам Бог.
Дьявол сказал:
Я – князь мира сего, и если ты желаешь править на земле, ты должна обратить свое страстное желание к моему образу или желать быть подобной мне, чтобы ты могла получить ту хитрость, ум, рассудок и искусность, каковые есть у моего образа.
Так Дьявол представил Душе Вулкан в Меркурии (силу, которая находится в огненном корне Творения), то есть огненное колесо сущности или субстанции, в форме змея. На что
Душа сказала:
Вот, это сила, которая может сделать все. Что должна я сделать, чтобы получить ее?
Дьявол сказал:
Ты сама являешься таким огненным Меркурием. Если ты оторвешь свою волю от Бога и принесешь ее к этим силе и умению, тогда твое скрытое основание проявится в тебе, и ты сможешь действовать так же. Но ты должна съесть тот плод, в котором каждый из четырех элементов сам по себе правит другими и борется: жар борется с холодом, а холод – с жаром, и так все свойства природы действуют в возбуждении. И тогда ты тотчас же станешь подобна огненному колесу и получишь все вещи в свою власть, и будешь владеть ими, как своей собственностью.

Душа сделала так, и что из того вышло.

Теперь, когда Душа так оторвала свою волю от Бога и принесла ее к Меркурию или огненному колесу (которое есть корень жизни и силы), тотчас же восстало в ней страстное желание вкусить от древа познания добра и зла, и Душа вкусила от него. Как только она это сделала, Вулкан (или действующий в огне) тотчас же породил огненное колесо из своей субстанции, и после этого все свойства природы пробудились в Душе, и каждое начало проявлять свою страсть и желание.
Во-первых, восстала гордыня, желание быть великой, сильной и могущественной, сделать все вещи подвластными себе, и таким образом быть самой себе госпожой без всякого ограничения, презрев всякое смирение и равенство, почтя себя единственной рассудительной, умной и хитрой, и почтя всякую вещь за глупость, то есть не соответствующей ее склонности и симпатии.
Во-вторых, восстала алчность, желание получать, стяжать все вещи себе, в свое владение. Ибо когда гордыня отвернула волю от Бога, тогда жизнь Души не могла больше полагаться на Бога, но начала теперь заботиться о себе сама, а потому направила свое желание на творения, а именно на землю, металлы, деревья и другие творения. Так порожденная огненная жизнь стала жаждущей и алчущей, когда она оторвала себя от единства, любви и кротости Бога и привлекла к себе четыре элемента и их сущность, и ввергла себя в состояние зверья; и так жизнь стала мрачной, пустой и гневной; а небесные силы и цвета удалились подобно погасшей свече.
В-третьих, пробудилась в этой огненной жизни жалящая колючая зависть – адский яд, свойство, коим наделены все дьяволы, и мучение, которое делает жизнь сущей враждой с Богом и всеми творениями. Коя зависть свирепствовала неистово в алчности, как ядовитое жало в теле. Зависть не может утерпеть, чтобы не ненавидеть и не пытаться уничтожить то, что алчность не может заполучить себе, через кою адскую страсть благородная любовь Души была задушена.
В-четвертых, пробудилось в этой огненной жизни мучение подобное огню, а именно гнев, который желал бы убить и убрать с дороги все, что не подчинилось бы гордыне. Так основа и фундамент ада, который назван гневом Божьим, полностью проявились в Душе. Через что она потеряла прекрасный Рай Божий и Царствие Небесное, и стала подобна червю, каким был огненный змей, которого представил ей Дьявол в своем образе и подобии. И так Душа стала править на земле по образу звериному, и делала все согласно воле Дьявола, живя в сущей гордыне, алчности, зависти и гневе, не имея больше истинной любви к Богу. Но восстала вместо нее злая звериная любовь к грязному разврату, распутству и тщеславию, и не осталось чистоты в сердце, ибо Душа покинула Рай и взяла землю в свое владение. Ее ум был полностью повернут к лукавому знанию, искусности и собиранию вместе множества земных вещей. Ни праведности, ни добродетели в ней совсем не осталось, но что бы злого и неправедного она не собрала, она все прятала лукаво и искусно под покровом своего могущества и законной власти, и называла это именем права и справедливости, и считала это благом.

Дьявол пришел к Душе

При этом Дьявол приблизился к Душе и повлек ее от одного порока к другому, ибо он пленил ее в своей сущности, и поставил там перед ней радость и наслаждение, так говоря ей: “Вот, теперь ты могущественна, сильна и благородна, старайся по-прежнему быть еще более великой, еще более богатой и еще более могущественной. Покажи свое знание, ум и искусность, чтобы всякий боялся тебя и трепетал перед тобой, и так ты будешь почитаема, и приобретешь великое имя в мире сем”.

Душа так и сделала

Душа сделала так, как посоветовал Дьявол, а того не знала, что ее советчиком был Дьявол, но думала, что руководима своим собственным знанием, разумом и пониманием, и что делала все время очень хорошо и правильно.

Иисус Христос встретил Душу

Душа идет такой жизненной стезей, наш дорогой и любимый Господь Иисус Христос, Который пришел в этот мир любовью и гневом Божьим, дабы разрушить дела Дьявола и свершить суд над всеми нечестивыми деяниями, однажды встретил ее и говорил посредством силы крепкой, а именно посредством Своих страстей и смерти, в ней, и разрушил дела Дьявола в ней, и открыл ей путь к Его милости, и осветил ее Своим милосердием, призвав ее обратиться и покаяться, и обещал, что Он тогда избавит ее от того уродливого безобразного облика или образа, который она приобрела, и приведет ее опять в Рай.

Как Христос действовал в Душе

Теперь, когда искра любви Бога или божественный свет был таким образом проявлен в Душе, она немедленно увидела себя со своими волей и деяниями пребывающей в аду, в гневе Божьем, и обнаружила, что она была уродливым безобразным чудовищем в Божественном присутствии и Царствии Небесном, при этом она была так испугана, что впала в наивеличайшие мучения, какие только возможны, ибо суд Божий проявился в ней.
Что сказал Христос.

На это Господь Христос заговорил в ней голосом Своей милости и сказал: “Покайся и оставь суетное, и ты обретешь Мою милость”.

Что сказала Душа

Тогда Душа в своем безобразном уродливом образе с оскверненным покровом суетности предстала перед Богом и умоляла о милости и прощении ее грехов, и крепко уверовала в себе, что искупление грехов и заступничество нашего Господа Иисуса Христа принадлежало ей. Но злые свойства змея, сформированные в астральном духе или разуме внешнего человека, не позволили воле Души предстать перед Богом, но возбудили свои страстные желания и склонности в ней. Ибо те злые свойства не умерли для своих страстных желаний, не оставили мир сей, ибо они выходят из мира сего, и потому они боялись позора в случае, если им придется лишиться их мирских почестей и славы.
Но бедная Душа обратила свое лицо к Богу и возжелала милости Его, и даже чтобы Он пожаловал ей Свою любовь.

Дьявол снова пришел к ней

Но когда Дьявол увидел, что Душа так молила Бога и готова была прийти к покаянию, он приблизился к ней и всунул влечения земных свойств в ее мольбы, и нарушил ее благие мысли и желания, которые были устремлены к Богу, и приблизил ее мысли обратно к земным вещам, дабы у них не было доступа к Нему.

Душа вздохнула

Главная воля Души действительно вздохнула о Боге, но восстающие в уме мыли о том, что нужно прорваться к Нему, были отвлечены, рассеяны и уничтожены, так что они не могли достичь силы Бога. При этом бедная Душа еще больше испугалась и стала молить еще более ревностно. Но Дьявол своим желанием овладел меркурианским порожденным огненным колесом жизни и пробудил злые свойства, так что злые или ложные влечения восстали в Душе и направились к тем вещам, в которых они прежде получали наибольшее удовольствие и наслаждение.
Бедная Душа с радостью устремилась бы своей волей к Богу, и поэтому прилагала все свои силы, но ее мысли постоянно убегали от Бога к земным вещам, и не могли стремиться к Нему.
На это Душа вздохнула и оплакала себя пред Богом; но выглядело так, будто она совершенно покинута Им и изгнана от лица Его. Она не могла получить даже хотя бы один милостивый взгляд, но было сущее страдание, страх и ужас, и каждый миг страшилась, что гнев и суровый суд Божий проявится в ней, и что Дьявол овладеет ей и заберет ее. И после того Душа впала в столь великие тягость и печаль, что она стала тяготиться всеми мирскими вещами, кои прежде были ее главной радостью и удовольствием.
Земная природная воля действительно по-прежнему желала те вещи, но Душа охотно бы оставила их все, и желала умереть для всех мирских страстей и радостей, какими бы они ни были, и страстно стремилась единственно лишь в ее изначальную родную страну, откуда она вышла. Но Душа нашла себя находящейся далеко оттуда, в великом страдании и нужде, и не знала, что делать, и все же решила углубиться в себя и попробовать молиться еще более ревностно.

Дьяволово противодействие

Но Дьявол противился этому и удерживал ее так, что она не могла привести себя ни к какому большему рвению в покаянии.
Он пробудил старые земные страстные желания в ее сердце, чтобы они могли по-прежнему сохранять свою злую природу и ложное право в ней, и поставил их в противоречие с народившимися волей и желанием Души. Чтобы они не умерли для своих воли и света, но могли по-прежнему поддерживать свои мирские удовольствия, и таким образом держали бы бедную Душу в темнице их злых желаний, чтобы она не могла пошевелиться, хотя она вздыхала и стремилась к милости Божьей даже еще больше. Ибо когда бы она не молилась или не пыталась двигаться к Богу, тогда плотские страсти поглощали лучи и излучения, которые исходили из нее, и уводили их от Бога к земным мыслям, чтобы она не могла отведать Божественной силы. Что заставляло бедную Душу ощущать себя покинутой Богом, не зная, что Он был так близко к ней и притягивал ее.
Еще Дьявол получил доступ к ней и вошел в огненный Меркурий или огненное колесо ее жизни, смешав свои желания с земными плотскими страстями, и искушал бедную Душу, говоря ей в земных мыслях: “Зачем ты молишься? Ты думаешь, Бог знает тебя или Ему есть дело до тебя? Решила, что мысли приведут тебя пред Его лицо, а не злы ли они все? У тебя совсем нет веры в Бога, так как же Он тебя услышит? Оставь, Он тебя не слышит, к чему ты бесполезно мучаешь и изводишь себя? У тебя довольно времени, чтобы сокрушаться на досуге. Ты хочешь сойти с ума? Молю тебя, лишь взгляни на сей мир, разве не живет он в веселии и радости? Он и дальше будет таким. Не заплатил ли Христос выкуп и не искупил ли всех людей? Тебе лишь нужно убедить себя и утешиться тем, что это сделано для тебя, и тогда ты будешь спасена. В любом случае, ты не сможешь в этом мире прийти ни к какому ощущению Бога, поэтому отступись и позаботься о своем теле, и ищи мирской славы. Ты думаешь, что с тобой будет, если ты станешь столь глупой и меланхоличной? Ты будешь всеми презираема, и они будут смеяться над твоей глупостью, и так ты проведешь дни свои в совершенной печали и горести, что не мило ни Богу, ни природе. Я молю тебя, взгляни на прелесть мира сего, ибо Бог сотворил и поместил тебя сюда, чтобы быть госпожой над всеми творениями и править ими. Заранее собери запас мирских благ, чтобы не быть тебе обязанной миру или быть потом в нужде. И когда придет старость, или когда ты приблизишься к своему концу, тогда будет достаточно времени, чтобы подготовить себя к покаянию. Бог спасет тебя и примет тебя в небесном жилище Своем. Нет нужды в таких хлопотах, мучениях, сетованиях и волнениях, в каковых ты пребываешь”.

Состояние Души

В такие и подобных мысли Душа была уловлена Дьяволом, и ввергнута в плотские страсти и земные желания, и так была связана, как будто это были путы или крепкие цепи, так что она не знала, что делать. Она бросила легкий взгляд назад на мир сей и наслаждения его, но по-прежнему ощущала в себе жажду Божественной милости, и все хотела бы прийти к покаянию и благоволению Божьему. Ибо длань Божья коснулась и ушибла Душу, и потому она нигде не могла обрести покой, но всегда вздыхала про себя в печали о совершенных грехах, и стремилась очиститься от них. Однако, она не могла достичь истинного покаяния или даже знания греха, хотя она испытывала сильную жажду и страстно желала такой искупительной печали.
Душа, будучи столь тяжко печалящейся и грустной, и не находящей никакого лекарства или покоя, начала раскидывать умом, где бы ей найти подходящее место, в котором она могла бы истинно покаяться, где бы она могла быть свободной от дел, препон и забот мира сего, а еще каким путем она могла бы снискать благоволение Бога. И наконец она решила удалиться в какое-нибудь закрытое уединенное место, и оставить все мирские занятия и преходящие вещи, и надеялась, что будучи щедрой и сострадательной к бедному, она обретет Божье прощение. Так она придумывала все виды путей к достижению покоя и обретению вновь любви, благоволения и милости Бога. Но все ее попытки оставались безрезультатными, ибо ее мирские дела по-прежнему приводили ее к плотским страстям, и она была уловлена в сети Дьявола так же, как и прежде, и не могла обрести покой. И хотя на краткий миг она бывала утешена земными вещами, но тотчас же она опять впадала в те же грусть и скорбь, что и раньше. Такова была правда, она ощущала в себе пробудившийся гнев Божий, но не знала ни как он появился, ни чем она больна. Ибо много раз великое горе и ужас обрушивались на нее, что делало ее безутешной, тоскующей и ослабевшей от страха; так сильно действовал в ней первый ударивший луч или влияние волнующей милости. А она не знала, что Христос был в гневе и суровом суде Божьем, и сражался там с Сатаной, тем духом греха, который был примешан к Душе и ее телу; не понимала она, что жажда и желание обратиться и раскаяться пришло от самого Христа, Которым она была таким образом привлечена, не знала она, что мешало ей получить ощущение Божественного. Она не знала, что сама была чудовищем и носила образ змея, в котором у Дьявола была такая сила и доступ к ней, и запуталась во всех своих добрых желаниях, мыслях и побуждениях, и продолжала получать их от Бога и блага, о чем сам Христос сказал: “Дьявол украл сей мир из их сердец, чтобы они не верили и не были спасены”.

Просвещенная и обновленная Душа встретила страдающую Душу

Провидением Божьим просвещенная и обновленная Душа встретила эту бедную, сокрушенную и страдающую Душу и сказала: “Что томишься ты, страдающая Душа, так, что ты столь беспокойна и расстроена?”

Страдающая Душа ответила:
Творец скрыл Свой лик от меня, так что я не могу обрести в Нем покойё, поэтому я так беспокойна и не знаю, что мне делать, чтобы вновь обрести Его нежную заботу. Ибо я чувствую как то, что великие утесы и скалы лежат на моем пути к Его милости, так и то, что я не могу прийти к Нему. Хотя я всегда вздыхаю о Нем и стремлюсь к нему столь сильно, однако я удерживаема так, что не могу отведать власть Его, добродетель и силу.
Просвещенная Душа сказала:
Ты несешь чудовищный образ Дьявола и одета им, через что, являющееся его собственным свойством и принципом, у него есть доступ или власть входить в тебя, и этим удерживать твою волю от проникновения в Бога. Ибо если бы твоя воля могла проникнуть в Бога, она была бы помазана наивысочайшей властью и силой Божьей в Воскресении нашего Господа Иисуса Христа; и то помазание разбило бы на куски то чудовище, которое ты носишь в себе, и твой первозданный райский образ возродился бы в центре, что уничтожило бы власть Дьявола там, и ты могла бы снова стать подобной ангелу. А поскольку Дьявол завидует этому твоему счастью, то держит тебя узницей в своем желании плотских страстей, от чего если ты не освободишься, то будешь отделена от Бога и никогда не сможешь войти в наше сообщество.

Страдающая Душа устрашилась

При речи этой страдающая Душа была столь испугана и изумлена, что не могла вымолвить ни слова. Когда она обнаружила, что пребывает в форме и состоянии змея, который вводил злые мысли в волю Души, и потому обладал столь большой властью над ней, что она была близка быть осужденной на вечные муки и быстро падающей в бездну или бездонную пропасть ада, в гнев Божий, она даже могла бы потерять всякую надежду на милосердие Божье, если бы не власть, добродетель и сила первого движения милости Бога, которое до того отпечаталось на Душе – это удержало и сохранило ее от полного отчаяния. Но по-прежнему в ней боролись надежда и сомнение: что бы надежда ни построила было разрушаемо сомнением. И так была взволнована этой постоянной борьбой, что, наконец, мир сей и вся слава его стали ей отвратительны, и не могла она более наслаждаться мирскими удовольствиями, и вот из-за всего этого не могла обрести она покой.

Снова пришла просвещенная Душа и сказала беспокойной Душе

Однажды, просвещенная Душа опять пришла к этой Душе, и, найдя ее все еще пребывающей в столь великом умственном беспокойстве, мучении и горе, сказала ей: “Что ты делаешь? Жаждешь ли ты уничтожить себя в своем мучении и печали? Почто ты мучаешь себя по своей собственной воле, коя лишь червь, зрящий твое мучение, возрастающий через это все больше и больше? Даже если бы ты утопила себя в море или могла бы улететь к самому дальнему краю утренней зари, или подняться выше звезд, ты бы не освободилась. Ибо чем больше ты убиваешься, изводишься и страдаешь, тем мучительнее будет твоя природа, и ты не сможешь обрести никакого покоя. Ибо сила твоя совершенно пропала, и как высохшая ветка пылающая на угольях не может зазеленеть и дать свежие побеги своей собственной силой, и не может наполниться живительным соком, чтобы вновь расцвести вместе с другими деревьями и растениями, так и ты не можешь достичь места Бога своей собственной силой и властью и преобразить себя в тот ангельский образ, который был у тебя изначально. Ибо в отношении Бога ты увядшая и сухая, подобно мертвому растению, которое лишилось своих соков и силы и стало сухим, мучимым жаждой. Твои свойства подобны жару и холоду, которые постоянно борются друг с другом и никогда не смогут соединиться”.

Страдающая Душа сказала:
Что же мне теперь делать, чтобы расцвести вновь и обрести изначальную жизнь, в коей был у меня покой, прежде чем я стала этим образом?
Просвещенная Душа сказала:
Ты совсем ничего не должна делать, кроме как оставить свою собственную волю, которую ты называешь “я” или “собой”. Через что все твои злые свойства ослабнут, уменьшатся и будут готовы умереть, а затем ты снова погрузишься в ту единую вещь, из которой ты изначально возникла. Ибо сейчас ты находишься в плену творений, но если ты оставишь их, то творения, которые сейчас стоят и мешают тебе прийти к Богу, с их злыми влечениями умрут в тебе. А если ты встанешь на путь сей, твой Бог встретит тебя со Своей бесконечной любовью, которую он явил в Иисусе Христе в роде людском или человеческой природе. И это наделит тебя соком, жизнью и силой, из-за чего ты снова сможешь расти, зеленеть и расцветать, и радоваться в Боге Живом, как ветвь, растущая на Его истинной лозе. И так ты полностью восстановишь образ Божий, и будешь избавлена от образа и свойства змея. Тогда ты станешь моей сестрой и будешь принята среди ангелов.
Бедная Душа сказала:
Как могу я оставить свою волю, так чтоб творения, которые приютились там, могли умереть, видя, что я принуждена пребывать в мире сем, а также нуждаюсь в нем, пока я жива?
Просвещенная Душа сказала:
Теперь у тебя есть мирские власть и богатства, коими ты владеешь, как своей собственностью, делаешь с ними, что пожелаешь, и тебе дела нет до того, как ты их получаешь и как ты ими пользуешься, заставляя их служить и потворствовать твоим плотским и суетным желаниям. Мало того, хотя ты видишь несчастного и нуждающегося беднягу, который хочет помощи от тебя, и который тебе брат, но ты не помогаешь ему, а наваливаешь на него тяжкую ношу, требуя от него больше, чем он способен вынести, и притесняешь его, заставляя работать и потеть ради тебя и ради удовлетворения твоей сластолюбивой воли. Ты к тому же спесива и набрасываешься на него, и ведешь себя с ним грубо и жестоко, возвышая себя над ним, мало ценя его по сравнению с собой. Теперь тот бедный притесняемый брат твой идет и со вздохами жалуется Богу на то, что он не может пожать благо трудов и работ своих, но принужден тобой жить в нищете.
Коими вздохами и стонами своими он поднимает гнев Божий на тебя, что заставляет тебя гореть, а беспокойство становится еще больше. Эти творения, в которые ты влюблена и оторвала себя от Бога ради них, и направила свою любовь на них, или они в любви твоей, так что они живут в ней. Ты лелеешь и хранишь их через постоянное приятие их в своем желании, ибо они живут там через твое приятие их в своем уме, потому что через это ты привносишь страстное желание своей жизни в них. Они весьма нечистые, мерзкие и злые порождения и отпрыски звериной природы, которые, через твое приятие их в твое страстное желание, получили образ и сформировали себя в тебе. А тот образ – зверь с четырьмя головами: во-первых, гордыня; во-вторых, алчность; в-третьих, зависть; в-четвертых, гнев. И в этих четырех свойствах заключается основа ада, которую ты несешь в себе и на себе. Она отпечатана и выгравирована в тебе, и через это ты полностью взята в полон. Ибо свойства эти живут в твоей природной жизни, а через то ты отделена или отсечена от Бога, и не сможешь ты никогда прийти к Нему, если только ты не оставишь эти злые творения, дабы они могли умереть в тебе.
А раз ты желаешь, чтобы я рассказала тебе, как тебе оставить твою собственную порочную волю твари, так чтобы творения в тебе могли умереть, и как, однако, ты можешь жить с ними в мире сем, я должна уверить тебя, что есть для этого лишь один путь, который узок и прям, и будет весьма труден и утомителен для тебя вначале, но потом ты с охотою пойдешь им.
Ты должна серьезно обдумать то, что на пути сей мирской жизни ты идешь в гнев Божий и в основание ада, и что это не твоя истинная родная страна; но что истинному христианину следует, и он должен жить во Христе, и в своем пути истинно следовать Ему, и что он не может быть истинным христианином, если только дух и сила Христа не будут жить в нем так, что он станет полностью подчинен им. Теперь взгляни – Царствие Христово не от мира сего, но на Небесах, поэтому ты должна всегда пребывать в постоянном восхождении на Небеса, если ты будешь следовать Христу, хотя телу должно обитать среди творений и пользоваться ими.
Узкий путь, на котором беспрестанное восхождение на Небеса и подражание Христу, таков: ты должна отчаяться во всякой своей собственной власти и силе, ибо в и через свою собственную силу ты не сможешь достичь врат Божьих, и твердо вознамериться и решиться целиком отдать себя в руки милосердия Божьего, и всем своим умом и разумением погрузиться в страсти и смерть нашего Господа Иисуса Христа, всегда желая пребывать в том и умереть в том для всех творений. Также ты должна решить беречь и охранять свой ум, мысли и влечения, дабы не впустить в них никакого зла, и не должна ты давать себя захватить преходящим почестям или выгодам. Ты также должна решить отринуть от себя всякое нечестие и все остальное, что может препятствовать твоему свободному движению. Твоя воля должна быть совершенно чиста и пребывать в твердом решении никогда больше не возвращаться к ее старым кумирам, готовая оставить их в тот же миг, как только узнаешь их, и отделить свой ум от них, и вступить на прямой путь истины и праведности, согласно ясному и полному учению Христа. А как ты таким образом замыслишь оставить врагов твоей собственной внутренней природы, так еще должна ты простить всех своих внешних врагов и решить встретить их с любовью, так чтоб не могло остаться вообще ни одного творения, персоны или вещи, способной удержать твою волю и пленить ее, но чтобы она могла быть честной и очищенной от всех творений.
Далее, если потребуется, ты должна быть согласна и готова оставить все свои преходящие почести и выгоды ради Христа, и не заботиться ни о чем земном, не отдавать земному свое сердце и привязанности, но чтить себя в любых положении, должности и состоянии, в каких бы ты ни была, в отношении мирских звания и богатств – быть лишь слугой Бога и своих собратьев-христиан, или как управляющий на той службе, на которую твой господин поставил тебя. Всякое высокомерие и самовозвеличивание должны быть посрамлены, принижены и так уничтожены, чтобы ни твои собственные, ни кого-либо другого творения не могли оставаться в твоей воле, чтобы твои мысли и воображение не покоились на них.
Ты должна еще крепко запечатлеть в своем уме, что несомненно отведаешь обещанную милость в свойстве Иисуса Христа, а именно в Его истекающей любви, которая на самом деле уже в тебе, и которая освободит тебя от всех твоих творений, и просветит твою волю, и зажжет ее пламенем любви, через что ты получишь победу над Дьяволом. Не так, как если бы ты могла желать и делать что-либо своей собственной силой, но лишь войди в страдание и Воскресение Иисуса Христа и возьми их себе, а с ними нападай и разбивай на куски царство Дьявола в себе и умерщвляй свои творения. Ты должна решиться вступить на этот путь сей же час и никогда не отступать от него, но с охотой подчинить себя Богу во всех своих стремлениях и деяниях, чтобы Он мог делать с тобой то, что Он желает.
Когда твоя воля таким образом приготовлена и полна решимости, тогда она пробилась сквозь свои собственные творения и чиста в присутствии Бога, и одета качествами Иисуса Христа. Можно тогда свободно идти к Отцу с чудесным Сыном, и оказаться в Его присутствии, и извергнуть свои молитвы, и пустить в ход всю свою силу в этой божественной работе, исповедать свои грехи и ослушание, и сколь далеко это отдалило от Бога. Это должно быть сделано не в виде пустых слов, но со всей своей силой, которая в действительности равносильна лишь твердому решению и намерению, ибо Душа сама по себе не имеет силы или могущества, чтобы выполнить какую-либо добрую работу.
Теперь, когда ты таким образом подготовлена, и когда небесный Отец увидит твое шествие и возвращение к Нему в таком покаянии и смирении, Он внутренне обратится к тебе и скажет в тебе: “Вот, се сын мой, которого я потерял; он был мертв и ожил”. И Он придет и встретит тебя в твоем уме милостью и любовью Иисуса Христа, и обнимет тебя лучами Своей любви, и поцелует тебя Своим Духом и силой, и тогда ты получишь милость, дабы излить свою исповедь пред Ним и молить дерзновенно. Это именно то место, где ты должна горячо молиться в свете лика Его. И если ты твердо встанешь здесь и не отступишь, ты увидишь или почувствуешь великие чудеса. Ибо ты обнаружишь в себе Христа, атакующего ад и разрушающего на части твоих зверей, и что великое смятение и страдание поднимется в тебе; еще твои тайные нераскрытые грехи тогда впервые пробудятся и постараются отделить тебя от Бога и вернуть тебя назад. Так ты воистину обнаружишь и почувствуешь как смерть и жизнь сражаются друг с другом, и поймешь, что происходит в тебе, что есть Небеса и ад. В то время не двигайся, а стой твердо и не отступай, ибо, в конце концов, твои творения ослабнут, уменьшатся и будут готовы умереть; и тогда твоя воля станет сильнее, и будет способна покорить и повергнуть злые влечения. Так твои воля и ум будут восходить на Небеса день за днем, а твои творения постепенно исчезнут. Ты получишь совершенно новый ум и станешь новым творением, и очистишься от звериного уродства, возвратишь божественный образ. Так будешь ты освобождена от твоего настоящего страдания и возвратишься в изначальный покой.

Действия бедной Души

Тогда бедная Душа начала действовать так ревностно, что вообразила, будто сразу же победила, но обнаружила, что врата Небес захлопнулись перед ней своей силой и могуществом, и было то будто бы она была отвергнута и оставлена Богом, и вовсе не получила то, что мелькнуло и выглядело милостью Его. На что она сказала себе: “Конечно, ты искренне не подчинила себя Богу. Не желай от Него ничего, а лишь предоставь себя Его суду и приговору, чтобы Он мог убить твои злые влечения. Погрузись в Него без ограничений природы и творения, и предай себя Ему, дабы мог Он делать с тобой то, что Он хочет, ибо ты недостойна говорить с Ним”.
Таким образом Душа приняла решение погрузиться и оставить свою собственную волю, и когда она сделала так, тут же пало на нее наивеличайшее покаяние в ее грехах, какое только может быть, и она восскорбела горько о своем уродливом виде, и истинно и глубоко сожалела о том, что злые творения обитали в ней. И по причине своей печали она не могла вымолвить ни слова в присутствии Бога, но начала в своем покаянии представлять себе горькие страсти и смерть Иисуса Христа, а именно то, какое великое мучение и страдание Он принял ради нее, чтобы освободить ее от ее мучения и обратить ее во образ Божий. В кое размышление она погрузилась целиком, и ничего не делала, кроме как стенала о своем невежестве и нерадивости и о том, что она не была благодарна за свое искупление и не приняла с почтением ту великую Его любовь, которая была явлена ей, но праздно проводила свое время и совсем не раздумывала о том, как она может вкусить Его выкупленную и предложенную милость, а вместо того создавала в себе образы и изображения земных вещей в тщете стремлений и удовольствий мира сего. Из-за чего она получила такие звериные влечения, что теперь должна была пребывать плененной в великом мучении, и в стыде великом не осмеливалась поднять свои глаза на Бога, Который скрыл свет лика Своего от нее и даже не взглянул бы на нее. И так вздыхая и стеная, она приблизилась к бездне или пропасти ужаса и как бы предложила себя вратам ада, чтобы сгинуть там.
При этом бедная страдающая Душа была как бы лишившейся разума и совершенно покинутой, так что она таким образом забыла все свои деяния и с охотой предала бы себя смерти и перестала бы быть творением. Поэтому она предала себя смерти и не желала ничего, кроме как умереть и сгинуть в смерти ее Искупителя Иисуса Христа, принявшего такие мучения и смерть ради нее. И в гибели сей она стала вздыхать и молить затворившись внутри себя о божественной доброте и о погружении в сущее милосердие Божье.
При этом внезапно явился ей приятный лик любви Божьей, который пронизал ее подобно великому свету и соделал ее чрезвычайно счастливой. Она тогда начала верно молиться и благодарить Всевышнего за такую милость, и возрадовалась чрезвычайно, что была она избавлена от смерти и мучения адского. Теперь она вкусила сладость Бога и обещанной Им истины, и теперь все злые духи, которые изнуряли ее прежде и удерживали от милости, любви и внутреннего присутствия Бога, были принуждены отступить от нее. Свадьба Агнца была теперь совершена и отпразднована, то есть благородная София вышла замуж или обручилась с Душой и печать Христовой победы была оттиснута на ее сущности, и она вновь была принята в чада и наследники Бога.
Когда свершилось сие, Душа стала весьма радостна и начала действовать в этой новой власти и воспевать хвалу чудесам Божьим, и думала с тех пор все время ходить в тех свете, силе и радости. Но вскоре была атакована снаружи позором и срамом мира сего, а изнутри – великим искушением, так что она начала сомневаться было ли ее основание воистину от Бога и действительно ли она вкусила Его милость.
Ибо проклятый Сатана пришел к ней и был готов сбить ее с этого пути и заставить ее усомниться, был ли это истинный путь, так внутренне нашептывая ей: “Эта счастливая перемена в твоем духе не от Бога, но единственно от твоего собственного воображения”. Также божественный свет скрылся в Душе и сиял только во внутреннем основании, подобно огню собранному в тлеющих углях, так что разум был в растерянности и почитал себя оставленным, и Душа не знала ни что с ней случилось, ни было ли это действительно и истинно вкушением небесного дара или нет.
Но все же она не могла прекратить борьбу, ибо пылающий огонь любви был посеян в нее, который поднял в ней неистощимое и постоянное томление и алкание божественной сладости. Так что, в конце концов, она начала правильно молиться и смирять себя в присутствии Бога, и проверять и пытать свои злые влечения и мысли и избавляться от них. По коей причине воля ее разума была разбита, а злые влечения, присущие ей, были убиваемы и искореняемы все более и более. Это дело было весьма тяжелым и мучительным для природы тела, ибо оно делало ее слабой и умаленной, как если бы она была тяжко больна, однако, это была не природная болезнь, но лишь меланхолия ее земной природы, коя ощущала и оплакивала разрушение ее злых стремлений.
Теперь, когда земной разум нашел себя таким образом оставленным, а бедная Душа увидела, что она была презираема извне и осмеяна миром сим, ибо она не могла более ходить путем греха и тщеты, а также что она изнутри атакована проклятым Сатаной, который издевался над ней и постоянно помещал перед ней прелесть, богатства и славу мира сего, и называл ее дурой, ибо не заключала их в объятия, она начала размышлять и сказала внутри себя так: “О, вечный Боже! Что мне теперь делать, чтоб обрести покой?”

Просвещенная Душа снова встретила ее и говорила с ней

Пока она размышляла, просвещенная Душа снова встретила ее и сказала: “О чем ты томишься, сестра моя, что ты столь мрачна и печальна?”
Страдающая Душа сказала:
Я последовала твоему совету и потому получила луч или эманацию [истечение] божественной сладости, но это опять ушло от меня, и теперь я покинута. К тому же у меня очень сильные внешние переживания и бедствия в мире сем, ибо все мои добрые друзья покидают и презирают меня, а также я внутри атакована болью и сомнением и не знаю, что делать.
Просвещенная Душа сказала:
Теперь ты нравишься мне весьма, ибо теперь наш любимый Господь Иисус Христос осуществил с тобой и в тебе то самое странствие или дело, которое Он сам соделал, когда Он был в мире сем, и Который постоянно был оскорбляем, презираем и поносим и у Которого не было здесь ничего своего, и теперь ты несешь Его отметину или знак. Но не удивляйся сему и не считай странным, ибо так должно, чтобы ты могла быть испытана, улучшена и очищена. В сих боли и страдании ты неизбежно будешь алкать и стенать об избавлении, и этим алканием и молитвой ты привлечешь к себе милость и изнутри, и снаружи.
Ибо ты должна расти сверху и снизу, чтобы вновь быть образом Божьим. Точно как молодое растение потрясаемо ветром и должно стоять на своем основании в жару и стужу, приводя через сие потрясение силу к нему сверху и снизу, и должно выдержать многие бури и испытать многие опасности прежде, чем станет деревом и принесет плод. Ибо через то потрясение сила Солнца движется в растении, посредством чего его дикие свойства пропитываются и окрашиваются силой Солнца, и через это растет.
И это то время, когда ты должна играть роль храброго солдата в духе Христовом и объединить себя с этим. Ибо теперь вечный Отец силой Своей огненной порождает в тебе Своего Сына, Который преосуществляет огонь Отца, то есть первый принцип или гневное свойство души в пламень любви, так что из огня и света (а именно гнева и любви) появляется одна сущность, бытие или субстанция, коя есть истинный храм Бога. И теперь ты станешь побегом лозы Христовой в винограднике Бога и принесешь плод в жизни твоей, и при помощи и наставлении других проявишь в изобилии любовь, подобно доброму дереву. Ибо должен так расцвести вновь в тебе Рай через гнев Божий, а ад в тебе преосуществится в Небеса.
Поэтому не пугайся соблазнов Дьявола, который ищет и силится восстановить то царство, которое у него уже однажды было в тебе, а теперь потерял его, он должен быть проклят и удален от тебя. И он покрывает тебя снаружи стыдом и срамом мира сего, чтобы его собственный стыд не был узнан, и чтобы ты могла быть спрятана в мире сем.
Ибо через новое рождение или обновленную природу ты будешь в Божественной гармонии на Небесах. Поэтому будь терпелива и сопутствуй Господу, и что бы не выпало тебе, все прими из рук Его, как назначенное Им тебе всевышнее благо. И с тем просвещенная Душа удалилась от нее.

Путь страдающей Души

Страдающая Душа начала теперь свой путь с претерпением страдания Христа, и положилась в этом единственно на силу и власть Бога, обретя надежду.
С тех пор она становилась сильнее с каждым днем, а ее злые влечения отмирали в ней все больше и больше. Так что она, наконец, достигла высокого положения или степени милости, и врата Божетсвенного Откровения и Царствия Небесного распахнулись перед ней и проявились в ней.

И так Душа через покаяние, веру и молитву вернулась к своему источнику и истинному покою и снова стала истинным и любимым сыном Бога, в чем Он может нам всем помочь Своим бесконечным милосердием. Аминь.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить