Литературно-философский электронный журнал "Verbarium"

Verbarium выпуск №7 июль - август 2010 года

 

электронный журнал
VERBARIUM
"In herba et verba vis fortis manet..."

Выпуск №7 Июль - август 2010 года

Эзотерический дискурс
 

Яков Бёме"Путь души из тьмы к истинной иллюминации"


В аллегории германского философа 17 в. Я. Беме описаны мытарства души «духовного искателя». Она хочет райского блаженства, но не желает тяжко трудиться и отказываться от уже обретенных  благ. Она разрывается между разнородными советами учителей, истинных и мнимых. А когда наконец решается работать ради спасения – обнаруживает, что самых искренних усилий недостаточно…
"... Земная природная воля действительно по-прежнему желала те вещи, но Душа охотно бы оставила их все, и желала умереть для всех мирских страстей и радостей, какими бы они ни были, и страстно стремилась единственно лишь в ее изначальную родную страну, откуда она вышла. Но Душа нашла себя находящейся далеко оттуда, в великом страдании и нужде, и не знала, что делать, и все же решила углубиться в себя и попробовать молиться еще более ревностно.
Но Дьявол противился этому и удерживал ее так, что она не могла привести себя ни к какому большему рвению в покаянии.
Он  искушал бедную Душу, говоря ей в земных мыслях: “Зачем ты молишься? Ты думаешь, Бог знает тебя или Ему есть дело до тебя? Решила, что мысли приведут тебя пред Его лицо, а не злы ли они все? У тебя совсем нет веры в Бога, так как же Он тебя услышит? Оставь, Он тебя не слышит, к чему ты бесполезно мучаешь и изводишь себя?.. Я молю тебя, взгляни на прелесть мира сего, ибо Бог сотворил и поместил тебя сюда, чтобы быть госпожой над всеми творениями и править ими. Заранее собери запас мирских благ, чтобы не быть тебе обязанной миру или быть потом в нужде. И когда придет старость, или когда ты приблизишься к своему концу, тогда будет достаточно времени, чтобы подготовить себя к покаянию. Бог спасет тебя и примет тебя в небесном жилище Своем. Нет нужды в таких хлопотах, мучениях, сетованиях и волнениях, в каковых ты пребываешь”.…"
Далее>>>
 

Юлиус Эвола  "Об инициации" (последнее интервью)


Это интервью с влиятельным философом школы традиционалистов  составлено на основе беседы, состоявшейся в квартире Эволы в Риме 27 декабря 1973 г., и длившейся около двух часов. 
Интересно сравнить проницательный взгляд из начала 70-х годов, когда только начинали формироваться многие известные ныне направления,  с современным положением дел в области «массового эзотеризма».
"...Здесь и начинается путаница. Чтобы инициация стала возможной, необходимо наличие центра с людьми, "способными инициировать". Сегодня это особенно ясно, учитывая мистификации всякого рода: кажется в Сан-Франциско существует даже инициация по почте, о чём нельзя говорить без смеха. Препятствие заключается именно в этом: в наличии или отсутствии индивидуума или группы, способной осуществить подобного рода действие над инициируемым. Для этого необходимы два условия: во-первых, чтобы инициируемый был способен к инициации и, во-вторых, чтобы инициирующий был действительно таковым. Первое связано с определёнными испытаниями, которые должен пройти инициируемый. В частности, в древности, прежде чем удостоиться инициации, человек подвергался испытаниям, которые, похоже, по большей части, затрагивали область инстинктивных реакций. Существовали испытания огнем, водой и т. д. Кроме того, необходимо, чтобы эти действия затрагивали индивида, чтобы он был в некотором роде предрасположен к ним, мог бы почувствовать внутри себя то, что можно было бы определить как "толчок".
Поэтому для многих представляется важным выработка олимпийского стиля, весь процесс подготовки в смысле аскетического очищения, внутренней отрешённости и тому подобного, приблизительно как то было в настоящем изначальном буддизме. Кроме того, нельзя забывать и о том. что я говорил чуть раньше о способности к внутреннему толчку. С этим связано и любопытное герметико-алхимическое высказывание: "Чтобы расплавить металл, нужно сначала разогреть его". На обычном языке металл соответствует индивиду, расплавить значит освободить его; разогреть же его означает привести в состояние особого внутреннего возбуждения, так чтобы он весь "вибрировал..."
Далее>>>
Метафизическая нота
 

Владимир Казьмин  " Сокровенное слово"

Дневниковые записи русского плотиниста,  живописца и «сокровенного человека» 60-70х годов В. Казьмина, любезно предоставленные Г.С.Померанцем, дают своеобразный портрет этого безвременно погибшего художника, которому удалось на личном опыте возродить понимание поэзии как сакрального искусства, пути духовного очищения.
"...Как возникло желание этот глубоко интимный план жизни, этот дневник души вынести на поверхность, сделать его предметом обсуждения, поделиться им пусть даже в узком кругу друзей? Чем вызван этот шаг? В первую очередь, желанием именно поделиться, протянуть руку тому, кто идет рядом, своему спутнику, и тогда, когда почувствовал, что он в ней нуждается; наконец, тогда, когда пришла уверенность, что можешь, способен ее протянуть.
Тексты, которые приведены ниже, не являются дневниками в обычном смысле слова, это всплески в потоке дневникового повествования, это вертикали в горизонтальном течении событий, и чем стремительней и невыносимей это течение, тем спасительней и желанней эта вертикаль.  Что это: мантры, молитвы, псалмы, стихи в прозе? В них и та, и другая форма присутствуют зачастую одновременно, и эклектичный их характер налицо, но главное для меня сейчас не в названии и не в чистоте их формы — главное, что они возникали спонтанно, в моменты душевного кризиса, отчаяния, тоски, депрессии на случайных клочках бумаги, но, начав писать подобный текст, я постепенно трансформировал свое состояние и заканчивал его уже совсем другим существом: с иным восприятием, иным голосом, осанкой и даже почерком..."
Далее>>>
Все стороны света

Карл  Г. Юнг " Йога на Западе"

"...Менее века прошло с тех пор, как Западу стала известна йога. Хотя всякого рода истории о легендарной стране Индии - стране мудрецов, гимнософистов и омфалоскептиков - были известны в Европе уже две тысячи лет, о реальном знании индийской философии и философской практики нельзя было говорить до тех пор, пока усилиями француза Анкетиля дю Перрона Запад не получил Упанишады. Что же касается более глубокого и всестороннего знания, то оно стало возможным благодаря трудам Макса Мюллера, издавшего в Оксфорде священные книги Востока. Вначале это знание оставалось привилегией специалистов - санскритологов и философов, однако очень скоро теософское движение, вдохновляемое г-жой Блаватской, завладело восточными традициями и донесло их до самой широкой публики. С тех пор вот уже несколько десятилетий знания о йоге развиваются по двум различным направлениям: с одной стороны, йога - предмет самой строгой академической науки, с другой - она стала чем-то вроде религии, хотя и не развилась в церковную организацию, несмотря на все усилия Анни Безант и Рудольфа Штайнера. Хотя Штайнер был основателем антропософской секты, начинал он как последователь г-жи Блаватской .
Этот продукт развития йоги в западном варианте весьма трудно сравнивать с тем, что представляет собой йога в Индии. Дело в том, что восточное учение встретилось на Западе с особой ситуацией, с таким состоянием умов, которого Индия никогда не знала ранее. Для этой ситуации характерно строгое размежевание между наукой и философией, которое в той или иной мере существовало на протяжении примерно трехсот лет до того времени, как йога стала известна Западу. Начало этого раскола - специфически западного феномена - в действительности относится к Возрождению, к XV в. Именно в это время пробуждается широкий и страстный интерес к античности..."
Далее>>>

 

Олег Бахтияров
" Повстанец и Смерть "

Небольшая работа известного психолога О. Бахтиярова рассказывает об экстремальном опыте  участников современных «партизанских» войн. Казалось бы, время «касты воинов» и присущего ей особого отношения к убийству и смерти давно миновало, армия стала бюрократической организацией, в которую принудительно забирают глубоко «штатских» людей. Но в условиях политической нестабильности невольным участникам войн приходится припоминать архетипы военной удали… 
«...Вблизи смерти изменяется поведение соприкасающихся с ней людей. Разные народы по-разному реагируют на зону смерти: одни становятся в этих войнах хуже, кровожаднее, хитрее, другие, наоборот, лучше благороднее, совестливее. На поверхность сознания всплывают этнические стереотипы, казалось бы забытые за десятилетиями мирной жизни. В измененном коллективном сознании легко начинают действовать этнические и культурные архетипы, предопределяя формы и обычного боевого поведения, и эксцессов поля боя.[...]
Командир разведки ЧКВ, Алексей К., с легкой руки которого и был создан психологический кабинет при штабе ЧКВ, постоянно возвращался к одной теме - штурму Бендер, вернее, к боевому поведению повстанцев, большинство из которых впервые участвовали в боях такой интенсивности. Его кадрового офицера, жителя современного мегаполиса, поразило то, что эти молодые, в основном, ребята не оставляют своих раненых и убитых, принимают условия боя в качестве нормальной среды обитания, восстанавливая традиционные этнические боевые нормы русского солдата, хотя, казалось бы, уже прервана эта традиция десятилетиями мирной жизни. Преобразование юноши из коммерческой палатки или забулдыги, собирающего бутылки возле вокзалов, в полноценного но своим жизненным установкам бойца, происходит сразу же, почти мгновенно, как только его скрытый, непроявленный стереотип оживляется видом реализованного в поведении его товарищей архетипа. Опыт, техника ведения боя приходит много позже, вначале он становится своим..."
Далее>>>

Бездна премудрости
 

Дино Буццати

"Король в Хорм Эль-Хагаре"

«... Дождь! - воскликнул он. - Вот уже три года, как здесь не было дождя, ни капли влаги... В далекие времена это считалось дурным предзнаменованием. Если шел дождь, фараоны откладывали походы, не начинали никакого дела...
Леклерк обернулся, чтобы сообщить удивительную новость графу. Но граф Мандранико еще не вышел из храма: он стоял перед статуей Тота и что-то говорил. Голос его не долетал до Леклерка, но археолог отчетливо видел, как граф забавно, точно черепаха, открывает и закрывает рот.
Разговаривал ли граф сам с собой? Или действительно вопрошал божество подобно древним фараонам? Но о чем? Для него не было больше ни войн, которые он мог бы вести, ни законов, которые он мог бы обнародовать, ни планов на будущее, ему даже не о чем было мечтать. Королевство его осталось далеко за морями и было для него навсегда потеряно. Все хорошее и все плохое в жизни истрачено до конца. Он мог рассчитывать только на какие-то несколько лишних месяцев или лет жизни последний короткий отрезок долгого пути. Откуда же эта настойчивость, как осмеливается он испытывать терпение богов? Или он совсем выжил из ума - просто забыл обо всем случившемся и вообразил, что ЖИВЕТ в добрые старые времена? А может быть, он вздумал пошутить? Нет, вряд ли - не такой он человек.
- Господин граф! - окликнул его Леклерк, внезапно охваченный каким-то смутным беспокойством. - Господин граф, мы здесь... Пошел дождь...
Слишком поздно. Внутри храма раздался ужасающий грохот...»
Далее>>>

 

Фотографии разных лет с практикумов и семинаров