Литературно-философский электронный журнал "Verbarium"

Verbarium выпуск №10(36) октябрь 2009 года



Институт
Культуры
Состояний
электронный журнал
VERBARIUM
"In herba et verba vis fortis manet..."

Выпуск №10 (36) Октябрь 2009 года

Эзотерический дискурс
 

Е. Л. Шрайбер  
"В поисках сознательной памяти"

Фрагмент из найденной нами в библиотеке Гурджиевского Клуба книги, автор которой прилагает основную практику «четвертого пути» - самовспоминание - к улучшению собственной жизни.  Его цель – избавиться от рассеянности, ведущей к постоянным промахам и ошибкам.
« Важнейшая догадка, сделавшая мой опыт возможным, состояла в следующем. Мне не нужно зависеть от специально установленных сигналов. Мир полон будильников – лишь надо было только научиться их узнавать. И тогда он весь стал моей пробуждающей группой! Например, мою кошку, в отличие от часов, не требуется заводить – она и так орет. Собаки, птицы и вопящие дети, автомобильные гудки, любые стуки, скрипы и скрежеты… Я всегда вспоминаю о пробуждении, о самовспоминании, увидев на улице чью-то сверкающую лысину или большие усы, поскольку сразу узнаю по портрету голову Гурджиева (шутка). На моей клавиатуре западает одна клавиша. Но я нарочно не меняю клавиатуру: всякий раз, когда эта клавиша нарушает привычные манипуляции моих пальцев, я вспоминаю себя. Заодно вспоминаю чайник, оставленный на огне. Главное - это твердая установка на то, чтобы слышать «будильник», а не отмахиваться от него, не отключать его от сознания…»

 

Авва Дорофей
"Как возрастать духовно "

Эта книжечка составлена нами для пользы верующих людей, ищущих спасения. Она представляет собой краткий конспект поучений преподобного Аввы Дорофея, византийского святого VI века, которую оптинские Старцы называли "азбукой монашества". Впрочем, собственно текст, составленный в первые, не столь формализованные  столетия христианства,  обращен не только к монахам, но ко всем, желающим жить «во Христе».
Наставления преподобного аввы Дорофея разделены на семь поучений, каждое из которых соответствует определенному дню недели. Поучение же состоит из тридцати трех стихов, по числу лет земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
«… Старайся из всего извлекать себе назидание. Не желай тщеславно выказывать себя ни в слове, ни в деле. Приобрети умеренность в пище и словах твоих, даже по малости.
Кто бывает борим каким-нибудь страстным помыслом или скорбит от оного и не исповедует его, тот сам укрепляет его против себя. Если же станет бороться и сопротивляться помыслу своему и сделает противное ему, то страсть ослабевает и не имеет сил бороть его и наносить ему печали. Человек должен всегда молиться Богу и просить Его помочь ему.   
Не требуй любви от ближнего, ибо требующий ее смущается, если ее не встретит, но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься.
Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение. То, что делаешь ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением.
Не призирать даяния ближнего есть дело смиренномудрия, и должно принимать оное с благодарностью хотя бы оно было мало и незначительно.
Если мне встретится какое-либо дело, то мне приятнее поступить по совету ближнего, хотя бы случилось испортить оное по его совету, нежели хорошо исполнить дело, последовав своей воле. /Праведник/ не хочет, чтобы дела исполнялись так, как он желает, но как будет.му внутреннему распаду и становлюсь рабом своих иллюзий...»
Далее>>>

Метафизическая нота
 

Шанкарачарья:  
"Я не вверху, не внизу, не внутри, не снаружи..."

Шанкара, или Шанкарачарья (788-820 гг.) - основатель учения адвайта-веданты, великий духовный реформатор и поэт - родился на юге Индии. Уже в раннем детстве он начал изучать Веды и стал саньясином. Около восьми лет он был учеником Говинды, учитель которого, Гаудапада - автор известного комментария на Мандукья-упанишаду. В последующие годы Шанкара занимался активной реформаторской и проповеднической деятельностью. С его именем связывают возрождение брахманизма (в форме индуизма) и окончательное падение влияния буддизма в Индии. Он основал четыре монастыря, которые существуют до сих пор. Из его биографий наиболее известны "Шанкара-диг-виджая" Мадхавы и "Шанкара-виджая" Анандагири.
Сущность своего учения Шанкара выразил словами: "Истинно Брахмо, мир - заблуждение, душа неотлична от Брахмо". Брахмо, как высшая действительность, реализуется благодаря осознанию того, что тело, привязанности и т.п. - ограничения, скрывающие истину. В результате осуществления (путем духовной практики) тождества с Брахмо человек достигает освобождения от страданий самсары, абсолютного освобождения (мокша), или нирваны.
Шанкара написал комментарии на главные Упанишады, Бхагавад-гиту и Веданта- сутру, а также создал самостоятельные произведения, многие - в поэтической форме. Последние представляют собой обычно возвышенные описания жизни подвижников или специфических духовных состояний, возникающих в результате практики адвайта-веданты.
Ниже даны переводы (без соблюдения размеров оригинала) нескольких гимнов Шанкары. Конечно же, это тот случай истинно эзотерической поэзии, когда содержание и для автора строк, и для читателя важнее формы.

Все стороны света
 

Гипербореец из Эллады, 
или Одиссея Максима Грека

"…В истории русской культуры XVI век, особенно его первая половина и середина — время интенсивной духовной жизни, время активного освоения традиции и выработки новых точек зрения, время активной полемики практически по всем вопросам социального, религиозно-политического и культурного развития страны. Максим Грек дал по многим из них свои варианты ответа, но ставила вопросы сама русская жизнь. Многие его сочинения суть диалоги, и не только в том смысле, что спор в них ведут Ум и Дума, нестяжательный Актимон и любостяжательный Филоктимон, или собеседует с Богом епископ Твери Акакий. Даже в самых монологических своих сочинениях он ведет диалог с невидимым и не названным собеседником, позиция которого заслуживает внимания, реакции, ответа. Он встретил умных и достойных единомышленников и оппонентов, нашел учеников не только преданных, но и подготовленных. Например, в его споре с Федором Карповым Максим Грек защищает от фатализма астрологов право личности на свободный выбор между добром и злом, на волеизъявление. Федор Карпов отстаивает право на наблюдение и изучение небесных светил, познание гармонии мироздания.


Ситуацию Максима Грека в России нельзя объяснить лишь отсутствием достаточных условий и предпосылок для восприятия его идей. Дело здесь в сложности процесса взаимодействия культур, их диалога, который представляет собою не акт, а процесс, притом длительный и сложный, в нем возможны как достижения, так и срывы. Новые идеи, концепции, подходы, прежде, чем быть широко воспринятыми в практике, могут в течение какого-то времени (иногда достаточно длительного) пребывать в качестве еретических. Так произошло и с Максимом Греком…"
Далее:>>>

 

Константин Крылов 
"Государственная религия  будущего"

Полемический обзор положения православия в современной России и его вероятных перспектив.

"...На «моральном» уровне РПЦ подчеркивает тот факт, что люди живут «не так», что они делают «не то», что они «Бога забыли». РПЦ существует как институт напоминания об этом факте. Это «не так» определяется по отношению как к историческому прошлому, так и к церковной норме, которую невозможно отменить и либерализовать, как раз потому, что тогда это «не так» станет «так». Однако следование норме также никому не навязывается, напротив — до положения людей постоянно «снисходят». Это словечко очень точно: речь идет именно о том, что человек и общество поставлены в положение носителей некоторой «вины». Люди виноваты в том, что они не молятся, не постятся, живут в невенчаном браке (который есть «блуд», как старательно напоминают особо ретивые старцы), однако за это их никто или почти никто из церкви не прогоняет. Более того — им отпускают эти грехи и допускают к причастию и, тем паче, к прочим церковным таинствам.
От государства Церковь отнюдь не требует переустройства общественной жизни в соответствии со святорусскими нормами, ни в целом, ни в частных вопросах. Дело именно в том, что такая трактовка проблемы поставит общество перед четкой альтернативой — за или против тех или иных социальных требований Церкви. Здесь же общество находится под постоянной моральной «епитимьей» за недолжный образ жизни. И, соответственно, вынуждено постоянно отстегивать Церкви (в разных областях и в разных формах) за то, что вопрос о самоопределении отдельных людей и общества в целом на тему «как жить» откладывается и откладывается в долгий ящик. Церковь как бы «освящает» нынешнее положение вещей, при этом не требуя ни от кого, чтобы они делали невозможное, или хотя бы неудобное..."
Далее:>>>

 

 Л.А. Лелеков 

"Зороастризм: явление и проблемы"

Очерк истории и современного состояния религии «Авесты» - зороастризма, «самой древней из мировых религий откровения, и, по-видимому, оказавшей на человечество, прямо или косвенно, больше влияния, чем какая-либо другая вера. Зороастризм был государственной религией трех великих Иранских империй, существовавших почти непрерывно с VI в. до н.э. по VII в. н.э. и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Власть и могущество Ирана обеспечили зороастризму огромный престиж, и некоторые из важнейших его доктрин заимствованы иудаизмом, христианством, исламом, а также гностическими сектами.

На Востоке зороастризм повлиял на развитие северного варианта буддизма. В настоящее время, под воздействием различных внешних факторов, количество зороастрийцев сократилось, они распались на небольшие общины и проживают преимущественно в Иране и Индии, но верования, впервые провозглашенные пророком зороастризма, все еще признаются людьми во всем мире.
Зороастризм был уже стар, когда о нем впервые упоминается в исторических источниках. Корни его уходят в далекое прошлое. Иранцы так непреклонно придерживались своих традиций, что и в живом зороастризме есть некоторые элементы, которые восходят, видимо, к индоевропейской эпохе. Перемешанные с позднейшими представлениями, эти элементы делают зороастризм религией, чрезвычайно насыщенной разными компонентами. Изучение ее может способствовать лучшему пониманию духовного прогресса человечества на протяжении тысячелетий...
Далее:>>>

Бездна премудрости
 

Станислав Лем  "Гармония Сфер"

 "Фрагмент из фантастико-сатирической «Кибериады» рассказывает о Державе Нового Типа, вся жизнь которой посвящена поиску «вдохновения, врат в златострунный рай и ключа к Гармонии Сфер, той самой,  что  в  Космосе  беззвучно звучит!» Объектом осмеяния написанной в 70-е годы повести, конечно, являлась действительность коммунистических режимов. Вот только и после падения этих режимов основы их лицемерной и двуличной системы сохраняются в неприкосновенности…


"...Играем, но разлезается играние наше, затем что темень в глазах! Da capo al fine!  -  кричит  Роговик.  Плохо,  еще  раз! Играем, вступает оркестр, по спине мурашки, полный звук и полный  тон,  но среди этих мурашек другие какие-то, немузыкальные,  чувствую  да  вдобавок путаю ноты, а причиной тому глазотряс от беспрестанного зырканья  в  угол.
Пошло форте, гремят медные, но словно бы пробирает их дрожь,  а  Гориллище шкаф отворяет, принюхивается, на  пороге  садится,  зычно  рыгает,  знать, отрыгнулось ему Колокольником, о  Боже  правый,  о  Гармония  Сфер!  А  от рыгания - от чего же еще?  -  съехали  в  фальшь  смычки,  а  пианист  как забарабанит по клавишам, вкривь, вкось, в тряс, в дрожь! Морщится  роговой Капельмейстер, словно лягушку проглотил, ох, плохо, такие  инструменты,  а запороты, скверно, мерзопакость, не музыка, и не совестно вам,  лоботрясы, лодыри! еще раз! И раздает нам  руководящие  исходящие  из-за  пюпитра,  и витамины,  и  смеси  питательные,  и  приносят  заграничный  канифолий   в бочонках, нарочно выписанный, не жалеет расходов Его Величество Гармонарх, но снова фальшь  вкривь-вкось,  и  вот  уже  Непременную  Ученую  Комиссию учреждают.  Входят четверками музицейские в позументах, становятся справа и  слева  от нас, и кто сфальшивит на фа-диез - премию прочь, а кто на бемоль  -  вычет из жалованья. И  играем  мы  форте,  но  фальшь,  и  по  шее  трахают  нас музицейские, ибо каждый снабжен метрономом и акустрофоном, и от  всеобщего траха   слабеет   симфония,   и   слышно   скорее   трах-тампамтрах,   чем тирлим-пампам; вижу, в лютую я попал переделку из-за тяги к Гармонии  Сфер -  вся голова в шишках..."

Далее:>>>

 

Фотографии разных лет с практикумов и семинаров