Никиты Жилинский. Семинар в Непале

В Непале, находясь в Намо Будде, рядом с большим монастырем, на одном из занятий мы рассматривали буддийский текст о четырех благородных состояниях: любящей доброте (или любви), сострадании, сочувственной радости (т.е. которую мы переживаем, разделяя ее с кем-то) и невозмутимости. Последнее состояние является венцом предыдущих трех, но только все четыре состояния, вместе взятые и взаимодополняющие друг друга, имеют смысл и открывают возможность для прозрения в природу вещей. Эти идеи, будучи полученными уже через какое-то количество дней проведенного на семинаре, улеглись где-то в глубине меня. Несколько дней, проведенные в Намо Будде оказались кульминационными в отношении моего состояния. Я точно не могу сказать, какие факторы на это повлияли. Инерция городских забот уже в значительной степени успокоилась, и это позволило входить новым впечатлениям. Перед нами открывались большие просторы предгорья Гималаев, мы дышали свежим спокойным деревенским воздухом, природная тишина наполняла все вокруг своей силой, включая в себя обучающихся в монастыре монахов. Интересно, что атмосфера буддизма вокруг не давала, по моим ощущениям, чего-то особенного. Ни в монастырях Катманду, ни в Намо Будде, ни в других новых и древних местах, которые мы посещали, буддизм не давал особого вдохновения. Я сравниваю это, например, с достаточно глубокими впечатлениями от древнехристианских храмов Армении и Грузии.

Отвлекаясь немного от рассказа о своем состоянии во время поездки в Непал, отмечу, что буддизм – это стройная и очень последовательная система. Монастырь – это образовательное учреждение, в котором четко обозначены шаги обучения. Нам (т.е. группе около 30 человек, с часто встречающимся туристическим интересом) были доступны только базовые знания. В разных местах от трех учителей, любезно согласившихся прочитать нам лекции, мы слышали, что это неправильно перепрыгивать через ступени. Материал, например, 9го класса не усвоится в уме, не прошедшем подготовку предыдущих 8ми. Поэтому все, что мы точно получили от буддистов – это знание о восьмеричном пути, 4 благородных истинах, 3 ядах, разных направлениях Тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Сакья, Гелуг) и кое-что об отличии Ньингма от всех остальных. То есть это была работа со знанием, но не с состоянием.

Ощущение бесполезности от нашей непосредственной близости к буддизму получило фактическое доказательство. После Намо Будды мы переехали в местечко Дхуликель, в котором не было рядом монастыря, и в котором мы провели несколько насыщенных занятиями дней, почти не связанных с буддизмом. Несмотря на уже отмеченный мною выше частый туристический интерес нашей группы, была создана единая линия практик, позволявшая людям, которым это было нужно, наработать что-то качественное в себе. Сама ситуация отрыва от повседневных забот уже во многом решает эту задачу для заинтересованных в самоуглублении людей, а практики и групповые и частные беседы тем более этому способствуют. С самого начала был задан стиль работы на семинаре – каждый берет то, что ему нужно. Ставка была сделана на индивидуальную работу.

Несмотря на огромное количество внешних впечатлений (и нередко одержимостью ими), эта поездка позволила мне кое-что изменить в себе, настроиться более твердо на свой вектор. Он связан со смыслом текста, с описания которого я начал. Настроиться на свой вектор – значит по возвращению в свой город, свою обыкновенную среду жить так, как этого требует моя совесть. Это значит прояснять свою ситуацию и ставить для себя новые задачи. Выполнять их, прояснять еще глубже и снова ставить задачи, придумывая и реализовывая свои и совместные идеи и проекты.

Фотографии разных лет с практикумов и семинаров