• Главная
  • Проекты
  • Антология современной русской поэзии. Новая поэзия в контексте новой музыки

Антология современной русской поэзии. Новая поэзия в контексте новой музыки

Серия CD “Новая поэзия в контексте новой музыки” открывает перед ценителем современного искусства новые неожиданные грани поэзии и музыки ХХ века. Она представляет как широко известные, так и редко звучащие имена поэтов и композиторов, оставивших яркий след в новом искусстве, сочетавших в своем творчестве гармоническое и новаторское начала. Сводя звучащее слово и музыку, серия устанавливает параллели между творчеством поэтов и композиторов с искушенной эстетикой, с вниманием к опыту пограничных состояний, с опытом выхода из лабиринтов самодовлеющего психологизма, с одной стороны, и слепого формопоклонства, с другой. Стихи читают поэты, а не актеры, что обостряет у слушателя чувство причастности к поэтическому пространству. Музыка современных композиторов звучит в исполнении ярких молодых музыкантов − энтузиастов современной музыкальной эстетики.

В серии представлены следующие поэты, музыканты и исполнители:

Руководитель проекта: Александр Бабушкин
Редакторы-составители: Аркадий Ровнер и Виктория Андреева
Музыкальный редактор: Антон Ровнер

Диски можно приобрести у Александра Бабушкина: +7 902 474 2543

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



Том 1

Аркадий Ровнер "Этажи Гадеса"

Читает Аркадий Ровнер        

Антон Ровнер   Музыка к “Поэме о Грете”

Партия фортепиано Антон Ровнер

На диске озвучены стихотворения Аркадия Ровнера из трех его поэтических сборников: “Этажи Гадеса”, “Тропы мегаполиса” и “Рим и лев”, а также нью-йоркская ироническая “Поэма о Грете”, три музыкальные части которой были написаны композитором Антоном Ровнером. В основном это стихотворения 70–80-х годов, из которых большая часть написана в Москве и Нью-Йорке, а меньшая –  в Англии, Франции и Южной Корее – на разных этажах современного Гадеса.

Смерть  
Он что-то делал с языком  
Склони, приятель, ухо  
Был лес густой такой густой  
Касыда  
Детство уже далеко  
Мне стыдно жить в Париже, господа  
Самолюбив поток прозрачный  

 

Том 2

Александр Введенский  “Кругом возможно Бог”  

Читают Аркадий Ровнер и Виктория Андреева

Антон Ровнер  Метаморфозы” для соло скрипки

Исполнитель Марк Стайнберг (США)

Второй диск Антологии русской поэзии XX века, состоящий из произведений Александра  Введенского, звучит в сопровождении “Метаморфоз” композитора Антона Ровнера, произведения, написанного для соло скрипки и пронизанного мотивами вечного возвращения, симметрии, “перевернутости”, “обратности”. Партия скрипки – Марк Стайнберг, один из ведущих исполнителей современной музыки.

 

Том 3

Константин Вагинов   “Путешествие в хаос”   

Читает  Виктория Андреева

Александр Мосолов  “Два ноктюрна”

Исполнитель Алия Малькеева, фортепиано

На диске звучат стихотворения 1919–34 гг. из циклов: “Путешествие в хаос”, “Петербургские ночи”, “Острова”, “Опыты соединения слов посредством ритма”,  “Звукоподобие” и др. 

Стихотворения сопровождаются двумя ноктюрнами Александра Мосолова (1900–1973 гг.). – одного из ярких представителей русского авангарда 20-х гг.  Два его звучащих на диске ноктюрна были исполнены в 1993 году на концерте в Линкольн Центре в Нью-Йоркской концертной серии современной музыки “Бридж” (художественный руководитель Антон Ровнер) выпускницей Московской консерватории Алией Малькеевой.

 

Том 4

Алексей Парщиков "Фигуры интуиции"

Читает Алексей Парщиков

Александр Вустин   Музыка для десяти”

Студия новой музыки

Дирижер Игорь Дронов

На этом диске в неповторимом авторском исполнении звучат стихотворения из сборника “Выбранное” (Москва, 1996 г.), издание которого, по словам поэта, ответило необходимости для автора взглянуть на себя из трех своих предыдущих книг: “Днепровский август” (1986 г.), “Фигуры интуиции” (1989 г.) и “Cyrillic Light” (1995 г.): “Прокатившееся десятилетие мне захотелось вытянуть и подвесить на единой хорде, равномерно нагруженной вещами приблизительно равного достоинства и внутренней связности”.

Прологом и рефреном к стихотворному циклу Парщикова служит Музыка для десяти Александра Вустина. Александр Вустин – один из ведущих композиторов московского авангарда, одинаково выразительный в камерном и полномасштабно оркестровом звучании. Музыка для десяти – сочинение для флейты, бас-кларнета, трубы, валторны, фортепиано, скрипки, альта, виолончели, контрабаса и дирижера, написанное в 1991 г. на текст Жана-Франсуа ЛаГарпа.

 Шахматисты  
 Псы
   

 

Том 5

Виктория Андреева "Сон тверди"

Читает  Виктория Андреева

Жан-Люк  Дарбеллэ   “Valere” (1997)

Исполнители:    Михаил  Ашуров, скрипка       Виктор Ямпольский, фортепиано

На диске в исполнении автора звучат стихотворения из сборника “Сон тверди” и из других сборников. Музыка стихотворений звучит в резонансе с Valere – произведением для скрипки и фортепиано швейцарского композитора Жан-Луи Дарбеллэ, известного меломанам Европы, России, Америки. Дарбеллэ сочетает европейскую авангардную технику, хорошо разработанную инструментальную фактуру с лирическими и драматическими музыкальными качествами. Valere был написан им в 1997 году. На диске воспроизведено его первое российское исполнение в 1998 году, которое прозвучало на концерте русско-швейцарского ансамбля Спектрум в зале дома графини Шуваловой.  

 Вечер ветви наклонял...  
 Возвращение из леса...  
 Я в чаще дремучего рая...  

 

Том 6

Владимир Ковенацкий "Бредоград"

Читает  Аркадий Ровнер

Анджей Никодимович        “Sonorita Quasi Una Sonata”

                                               “Sonorita Quasi Una Sonata”

Джонни Райнхард               Dune

 Владимир Ковенацкий (1938-1986) – классический поэт московских шестидесятых-семидесятых – органично объединил в своей поэзии основные духовные составляющие той эпохи: киплингианский романтизм, барачный натурализм, сюрреализм и восточную мистику.

 На этом диске звучат стихи Владимира Ковенацкого в исполнении Аркадия Ровнера, а также его песни в авторском исполнении, записанные при жизни Ковенацкого.

Стихи Ковенацкого идут в сопровождении музыки польского композитора Анджея Никодимовича и американского композитора Джонни Райнхарда. Диск открывается сочинением Никодимовича “Сонорита квази уна соната”  (Sonorita Quasi una Sonata) для скрипки, виолончели и фортепиано (из одноименного цикла). Из этого же цикла – второе сочинение Никодимовича для виолончели соло. Джонни Райнхард представлен своим сочинением “Дюна” для фагота соло в авторском исполнении. Все три сочинения характеризуются яркой экспрессивностью и радикальным новаторством формы и звука.

 Я вечности принадлежу  
 Смерть старого мага
 Драка

 

Том 7

Леонид Аронзон  “Смерть бабочки                 

Читают  Леонид Аронзон и Дмитрий Авалиани

Николай Рославец “Три композиции для фортепиано”

Ирина Северина, фортепиано

Виктор Екимовский “Лунная соната”

Мариан Ли, фортепиано

Леонид Аронзон (1939-1970) – один из наиболее значительных поэтов российских 1960-х.  Сформировался в петербургской культурной среде 1950-1960-х годов, при жизни не печатался. Сильнейшие поэтические влияния – Баратынский, Хлебников, обэриуты. Множество стихотворений поэта посвящено его жене Маргарите и друзьям и связано с природной стихией – с холмами, садами, озерами, небом. Стихи Аронзона пронизаны магией явленного, мистической сопричастностью с жизнью. Аронзон – поэт высоких состояний, хорошо ориентирующийся в метафорическом мире, одинаково владеющий областью духовного и душевного.

Стихи Леонида Аронзона, в исполнении поэта Дмитрия Авалиани и автора, звучат в сочетании с “Тремя композициями для фортепиано” русского авангардного композитора начала века Николая Рославца, в исполнении Ирины Севериной, а также “Лунной сонаты” современного московского композитора Виктора Екимовского, в исполнении американской пианистки Мариан Ли.

 

Том 8

Леонид Аронзон "Смерть бабочки"

Читают  Леонид Аронзон и Виктория Андреева

Арнольд Шенберг “Шесть коротких пьес для фортепиано, опус 19”     

Илья Шуть, фортепиано

Томаш Шикорски “Сонант”                                                      

Антон Ровнер, фортепиано

Леонид Аронзон (1939-1970) – один из наиболее значительных поэтов российских 1960-х.  Сформировался в петербургской культурной среде 1950-1960-х годов, при жизни не печатался. Сильнейшие поэтические влияния – Баратынский, Хлебников, обэриуты. Множество стихотворений поэта посвящено его жене Маргарите и друзьям и связано с природной стихией – с холмами, садами, озерами, небом. Стихи Аронзона пронизаны магией явленного, мистической сопричастностью с жизнью. Аронзон – поэт высоких состояний, хорошо ориентирующийся в метафорическом мире, одинаково владеющий областью духовного и душевного.

Стихи Леонида Аронзона, в исполнении поэта Виктории Андреевой и автора, звучат в сочетании с музыкой основателя нововенской школы и автора 12-тоновой системы Арнольда Шенберга “Шесть коротких пьес для фортепиано, опус 19” в исполнении Ильи Шутя и польского авангардного композитора Томаша Шикорского “Sonant” в исполнении Антона Ровнера.

 Как хорошо в покинутых местах  
   

 

Том 9

Дмитрий Авалиани  “Я ящерка ютящейся эпохи”  

Читает Дмитрий Авалиани

Антон Веберн “ Четыре пьесы для скрипки и фортепиано, opus 7 “

Пьеса № 2 Rasch

Пьеса № 4 Bewegt

Кшиштоф Витек, скрипка

Сара Уоткинс, фортепиано

Антон Веберн  “Три маленькие пьесы для виолончели и фортепиано, opus 11”

Пьеса № 2 Sehr bewegt

Дэвид Эггар, виолончель

Эйал Цалюк-Амир, фортепиано


 Антон Веберн  “Вариации для фортепиано,  opus 27”

Часть 2 Sehr schnell

Мариан Ли, фортепиано

Дмитрий Авалиани – московский поэт проникновенной лирической силы и искренности. Он умер от удара сбившего его автомобиля в ночь с 18 на 19 декабря 2003 года. Это был человек с абсолютным поэтическим слухом, отзывающийся лишь на подлинно поэтические сигналы, в ком постоянно звучала внутренняя музыка, и музыке этой он не изменил до конца. В памяти друзей и на видео кассетах остался его глубокий чистый голос, его сутулая фигурка и открытый доверчивый взгляд.

В диске использована музыка Антона Веберна – вторая и четвертая пьеса из Четырех пьес для скрипки и фортепиано, opus 7, вторая пьеса из Трех маленьких пьес для виолончели и фортепиано, opus 11 и вторая часть из Вариаций для фортепиано, opus 27.

 

Том 10

Дмитрий Авалиани  “Что надо, чтоб летать?”  

Читает Дмитрий Авалиани

Хенри Кауэлл “ Эолова Арфа”

Михаил Дубов, фортепиано

Николай Рославец  “Поэма для скрипки и фортепиано”

Марк Белодубровский, скрипка

Людмила Северина, фортепиано

Антон Ровнер  "Я ящерка ютящейся эпохи" (стихи Дмитрия Авалиани)

Зоя Гафт, сопрано

Алия Малькеева, фортепиано

Дмитрий Авалиани – московский поэт проникновенной лирической силы и искренности. Он умер от удара сбившего его автомобиля в ночь с 18 на 19 декабря 2003 года. Это был человек с абсолютным поэтическим слухом, отзывающийся лишь на подлинно поэтические сигналы, в ком постоянно звучала внутренняя музыка, и музыке этой он не изменил до конца. В памяти друзей и на видео кассетах остался его глубокий чистый голос, его сутулая фигурка и открытый доверчивый взгляд.

В диске использовано фортепианное сочинение американского композитора начала ХХ века Хенри Кауэлла “Эолова арфа”, которое исполняется на струнах внутри рояля, романс Антона Ровнера “Я ящерка ютящейся эпохи” на стихи Дмитрия Авалиани и Поэма для скрипки и фортепиано русского композитора начала ХХ века Николая Рославца.

 

Том 11          

Николай Заболоцкий  “ Рубрук в Монголии ”

Читает Анри Волохонский      

Бела Барток   “Четвертый струнный квартет ”, части 1, 5

Ансамбль струнного квартета студентов и аспирантов Джульярдской школы  г. Нью-Йорка

Диск представляет собой счастливую встречу двух поэтов – Николая Заболоцкого (1903-1958) и Анри Волохонского, читающего стихи и поэмы первого. Войдя в литературу в 20-х годах в качестве представителя Общества реального искусства – ОБЭРИУ, автора авангардистских произведений и создателя так называемого «ребусного» стиха, со второй половины 40-х годов Заболоцкий начинает писать стихи в лучших традициях классической русской поэзии, где ясная упругая форма сочетается с глубиной и проникновенностью содержания.

Чтение стихов и поэм Николая Заболоцкого рамочно обрамляют две части из Четвертого струнного квартета Беллы Бартока – первая и пятая – в исполнении ансамбля струнного квартета студентов и аспирантов Джульярдской школы в Нью-Йорке.

 

 

Том 12

Аркадий Ровнер  “ Рим и Лев ”

Читает Аркадий Ровнер        

Антон Ровнер    Спирали ” для пикколо-флейты, альта, контрабаса и фортепиано

Дебора Страус, пикколо-флейта                Сюзан Фарни, альт

Стивен Сас, контрабас                                Анн-Мари Хальдебранд, фортепиано

Этот второй диск Аркадия Ровнера включает его стихотворения последних лет, два прозаических текста и три песни. Песни, стихи и проза звучат в исполнении автора.

В диске использовано произведение Антона Ровнера "Спирали" для пикколо-флейты, альта, контрабаса и фортепиано в исполнении Деборы Страус, Сюзан Фарни, Стивена Саса и Анны-Марии Хильдебрандт.

 

Том 13

Владимир Ковенацкий  “ Дорога в Никуда ”

Исполняет Владимир Ковенацкий    

Владимир Ковенацкий (1938-1986) - поэт московских шестидесятых-восьмидесятых - органично объединил в своей поэзии основные духовные составляющие той эпохи: киплингианский романтизм, барачный натурализм, сюрреализм и восточную мистику.  

На этом диске звучат стихи и песни Владимира Ковенацкого в авторском исполнении, записанные при жизни поэта. На диске также записаны две песни Евгения Головина в исполнении Владимира Ковенацкого.

 

Том 14

Анри Волохонский “Крушение очарований ”

Читает Анри Волохонский

Всеволод Задерацкий

Первая соната для фортепиано                  

Оксана Журко, фортепиано

На диске в исполнении автора звучат стихотворения и поэмы, написанные в период с середины 1960-х по 1982 год. «Данный диск – первый, на котором Волохонский выступает со своими текстами соло. И как всякое авторское чтение, это особая встреча с поэзией, когда слово облекается плотью звука и живет в реальном времени единым моментом произнесения себя его творцом», – пишет в предисловии Илья Кукуй.

«Тексты соло» Анри Волохонского представлены вместе с Первой сонатой для фортепиано Всеволода Петровича Задерацкого (1891–1953). Всеволод Задерацкий принадлежит к поколению запрещенных авангардных композиторов 1920-х годов, примыкающих к эстетике Серебряного века. Первую сонату для фортепиано, написанную между 1926 и 1928 годами в тюрьме г. Керчи, куда композитор был заключен за «контрреволюционную деятельность», исполняет Оксана Журко.

  

Том 15

Леонид Аронзон “Я жил, пока не умер”

Читает Леонид Аронзон

Дмитрий Капырин  "Приближение к Юпитеру"

Ансамбль «ХХ век»,  художественный руководитель Мария Ходина:

            Мария Ходина, скрипка                  Анастасия Паночевная, альт

            Елена Козырева, виолончель                     Елена Новикова, фортепиано

Антон Ровнер «Прелюдия» для фортепиано

Антон Ровнер, фортепиано

Тимоти Полашек  Трио для двух скрипок и альта, часть 1, Siesta  

            Ансамбль «ХХ век», художественный руководитель Мария Ходина:      

            Надежда Мендерова, скрипка        Анастасия Паночевная, альт

            Софья Верма, скрипка

На диске в авторском исполнении записаны стихотворения Леонида Аронзона, одного из самых значительных поэтов ХХ века. Напряжение духовного поиска, беспредельная глубина пребывания поэта, попытка передать свой внутренний опыт через слово, интонацию, паузу - все это характерно для поэзии Аронзона и для его манеры чтения собственных стихов. Контекст поэтики Леонида Аронзона поддерживается и дополняется контекстом музыкальных сочинений авангардных композиторов разных поколений – Дмитрия Капырина ("Приближение к Юпитеру", исполняет ансамбль «ХХ век», художественный руководитель Мария Ходина), Антона Ровнера (Прелюдия для фортепиано в исполнении автора), Всеволода Задерацкого ("Серебряный ливень", исполняет Оксана Журко, фортепиано) и Тимоти Полашека (Трио для альта и двух скрипок, часть 1, Siesta, исполняет ансамбль «ХХ век», художественный руководитель Мария Ходина), - записанных в разные годы в концертных залах Нью-Йорка, Киева и Москвы.

 

Том 16

Иосиф Бродский “Петербургский роман”

Читает Иосиф Бродский

! - тираж ограничен Фондом “The Estate of Joseph Brodsky” , США

Петерис Васкс "Пейзаж выжженной земли"

Елена Бендицкая, фортепиано

Антон Ровнер "Musica Laconica №2" для 4-х флейт

Ян Бас Болен "Vacuum\ Lament"

Каджин Лим, скрипка                                 

Стивен Гослинг, фортепиано

На диске представлено чтение Иосифом Бродским глав из его «Петербургского романа», записанное в начале 1960-х, и авторское чтение более поздних стихотворений – запись  сделана в начале 1980-х. Музыкальные сочинения латышского композитора Петериса Васкса «Пейзаж выжженной земли» (Елена Бендицкая, фортепиано,  концертная серия Бридж, Бруно Вальтер Аудитория в Нью-Йорке, 1993 г.), Антона Ровнера «Musica Laconica №.2» для четырех флейт (Бём квартет: Полина Угодникова, Наталья Князькова, Наталья Пензина, Анастасия Савенкова, Проект Laconica музыка короче, Екатеринбург, 2004 г.) и голландского композитора Ян-Бас Болена «Vacuum\Lament» (Каджин Лим, скрипка и Стивен Гослинг, фортепиано, концертная серия Бридж, Музей Рериха в Нью-Йорке, 1997) напряженным, контрастным звучанием подчеркивают различие двух состояний поэта, отделенных друг от друга промежутком в 20 лет.

 

Том 17

Леонид Иоффе “Косые падежи ”  

Читает Леонид Иоффе

Всеволод Задерацкий  «Тетрадь миниатюр»        Оксана Журко, фортепиано

На диске в авторском исполнении звучат стихотворения

Леонида Иоффе из его первых поэтических сборников «Косые падежи» (1977),  «Путь зари» (1977) и «Третий город» (1980).

«Он вводит читателя в особое пространство напряженной, предельной совестливости. И уже оттуда звучит речь прерывистая, сбивчивая, противоречивая. Это взгляд, который не укоряет, не возмущается, а стыдится, страдает, сталкиваясь с ложью и злом. Пристальность и честность, груз благородства и нестихающая потребность в исповеди являются художественной позицией автора…» - пишет Виктория Андреева о Леониде Иоффе.

«Тетрадь миниатюр» русского композитора-авангардиста начала ХХ века Всеволода Петровича Задерацкого (1891-1953) звучит

в исполнении львовской пианистки Оксаны Журко. Этот фортепианный цикл содержит четыре контрастные пьесы: «Облака», «Карусель», «Затаенное» и «Авто». Их отличает предельная выразительность образов, красочный язык и смелая модернистская манера 1920-х годов.

Фотографии разных лет с практикумов и семинаров