Серия CD “Новая поэзия в контексте новой музыки” открывает перед ценителем современного искусства новые неожиданные грани поэзии и музыки ХХ века. Она представляет как широко известные, так и редко звучащие имена поэтов и композиторов, оставивших яркий след в новом искусстве, сочетавших в своем творчестве гармоническое и новаторское начала. Сводя звучащее слово и музыку, серия устанавливает параллели между творчеством поэтов и композиторов с искушенной эстетикой, с вниманием к опыту пограничных состояний, с опытом выхода из лабиринтов самодовлеющего психологизма, с одной стороны, и слепого формопоклонства, с другой. Стихи читают поэты, а не актеры, что обостряет у слушателя чувство причастности к поэтическому пространству. Музыка современных композиторов звучит в исполнении ярких молодых музыкантов − энтузиастов современной музыкальной эстетики.
В серии представлены следующие поэты, музыканты и исполнители:
Руководитель проекта: Александр Бабушкин
Редакторы-составители: Аркадий Ровнер и Виктория Андреева
Музыкальный редактор: Антон Ровнер
Диски можно приобрести у Александра Бабушкина: +7 902 474 2543
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Том 1
Аркадий Ровнер "Этажи Гадеса"
Читает Аркадий Ровнер
Антон Ровнер Музыка к “Поэме о Грете”
Партия фортепиано Антон Ровнер
На диске озвучены стихотворения Аркадия Ровнера из трех его поэтических сборников: “Этажи Гадеса”, “Тропы мегаполиса” и “Рим и лев”, а также нью-йоркская ироническая “Поэма о Грете”, три музыкальные части которой были написаны композитором Антоном Ровнером. В основном это стихотворения 70–80-х годов, из которых большая часть написана в Москве и Нью-Йорке, а меньшая – в Англии, Франции и Южной Корее – на разных этажах современного Гадеса.
Смерть |
|
Он что-то делал с языком |
|
Склони, приятель, ухо |
|
Был лес густой такой густой |
|
Касыда |
|
Детство уже далеко |
|
Мне стыдно жить в Париже, господа |
|
Самолюбив поток прозрачный |
|
Том 2
Александр Введенский “Кругом возможно Бог”
Читают Аркадий Ровнер и Виктория Андреева
Антон Ровнер “Метаморфозы” для соло скрипки
Исполнитель Марк Стайнберг (США)
Второй диск Антологии русской поэзии XX века, состоящий из произведений Александра Введенского, звучит в сопровождении “Метаморфоз” композитора Антона Ровнера, произведения, написанного для соло скрипки и пронизанного мотивами вечного возвращения, симметрии, “перевернутости”, “обратности”. Партия скрипки – Марк Стайнберг, один из ведущих исполнителей современной музыки.
Том 3
Константин Вагинов “Путешествие в хаос”
Читает Виктория Андреева
Александр Мосолов “Два ноктюрна”
Исполнитель Алия Малькеева, фортепиано
На диске звучат стихотворения 1919–34 гг. из циклов: “Путешествие в хаос”, “Петербургские ночи”, “Острова”, “Опыты соединения слов посредством ритма”, “Звукоподобие” и др.
Стихотворения сопровождаются двумя ноктюрнами Александра Мосолова (1900–1973 гг.). – одного из ярких представителей русского авангарда 20-х гг. Два его звучащих на диске ноктюрна были исполнены в 1993 году на концерте в Линкольн Центре в Нью-Йоркской концертной серии современной музыки “Бридж” (художественный руководитель Антон Ровнер) выпускницей Московской консерватории Алией Малькеевой.
Том 4
Алексей Парщиков "Фигуры интуиции"
Читает Алексей Парщиков
Александр Вустин “Музыка для десяти”
Студия новой музыки
Дирижер Игорь Дронов
На этом диске в неповторимом авторском исполнении звучат стихотворения из сборника “Выбранное” (Москва, 1996 г.), издание которого, по словам поэта, ответило необходимости для автора взглянуть на себя из трех своих предыдущих книг: “Днепровский август” (1986 г.), “Фигуры интуиции” (1989 г.) и “Cyrillic Light” (1995 г.): “Прокатившееся десятилетие мне захотелось вытянуть и подвесить на единой хорде, равномерно нагруженной вещами приблизительно равного достоинства и внутренней связности”.
Прологом и рефреном к стихотворному циклу Парщикова служит Музыка для десяти Александра Вустина. Александр Вустин – один из ведущих композиторов московского авангарда, одинаково выразительный в камерном и полномасштабно оркестровом звучании. Музыка для десяти – сочинение для флейты, бас-кларнета, трубы, валторны, фортепиано, скрипки, альта, виолончели, контрабаса и дирижера, написанное в 1991 г. на текст Жана-Франсуа ЛаГарпа.
Шахматисты |
|
Псы |
|
Том 5
Виктория Андреева "Сон тверди"
Читает Виктория Андреева
Жан-Люк Дарбеллэ “Valere” (1997)
Исполнители: Михаил Ашуров, скрипка Виктор Ямпольский, фортепиано
На диске в исполнении автора звучат стихотворения из сборника “Сон тверди” и из других сборников. Музыка стихотворений звучит в резонансе с Valere – произведением для скрипки и фортепиано швейцарского композитора Жан-Луи Дарбеллэ, известного меломанам Европы, России, Америки. Дарбеллэ сочетает европейскую авангардную технику, хорошо разработанную инструментальную фактуру с лирическими и драматическими музыкальными качествами. Valere был написан им в 1997 году. На диске воспроизведено его первое российское исполнение в 1998 году, которое прозвучало на концерте русско-швейцарского ансамбля Спектрум в зале дома графини Шуваловой.
Вечер ветви наклонял... |
|
Возвращение из леса... |
|
Я в чаще дремучего рая... |
|
Том 6
Владимир Ковенацкий "Бредоград"
Читает Аркадий Ровнер
Анджей Никодимович “Sonorita Quasi Una Sonata”
“Sonorita Quasi Una Sonata”
Джонни Райнхард “Dune”
Владимир Ковенацкий (1938-1986) – классический поэт московских шестидесятых-семидесятых – органично объединил в своей поэзии основные духовные составляющие той эпохи: киплингианский романтизм, барачный натурализм, сюрреализм и восточную мистику.
На этом диске звучат стихи Владимира Ковенацкого в исполнении Аркадия Ровнера, а также его песни в авторском исполнении, записанные при жизни Ковенацкого.
Стихи Ковенацкого идут в сопровождении музыки польского композитора Анджея Никодимовича и американского композитора Джонни Райнхарда. Диск открывается сочинением Никодимовича “Сонорита квази уна соната” (Sonorita Quasi una Sonata) для скрипки, виолончели и фортепиано (из одноименного цикла). Из этого же цикла – второе сочинение Никодимовича для виолончели соло. Джонни Райнхард представлен своим сочинением “Дюна” для фагота соло в авторском исполнении. Все три сочинения характеризуются яркой экспрессивностью и радикальным новаторством формы и звука.
Я вечности принадлежу |
|
Смерть старого мага |
|
Драка |
|
Том 7
Леонид Аронзон “Смерть бабочки”
Читают Леонид Аронзон и Дмитрий Авалиани
Николай Рославец “Три композиции для фортепиано”
Ирина Северина, фортепиано
Виктор Екимовский “Лунная соната”
Мариан Ли, фортепиано
Леонид Аронзон (1939-1970) – один из наиболее значительных поэтов российских 1960-х. Сформировался в петербургской культурной среде 1950-1960-х годов, при жизни не печатался. Сильнейшие поэтические влияния – Баратынский, Хлебников, обэриуты. Множество стихотворений поэта посвящено его жене Маргарите и друзьям и связано с природной стихией – с холмами, садами, озерами, небом. Стихи Аронзона пронизаны магией явленного, мистической сопричастностью с жизнью. Аронзон – поэт высоких состояний, хорошо ориентирующийся в метафорическом мире, одинаково владеющий областью духовного и душевного.
Стихи Леонида Аронзона, в исполнении поэта Дмитрия Авалиани и автора, звучат в сочетании с “Тремя композициями для фортепиано” русского авангардного композитора начала века Николая Рославца, в исполнении Ирины Севериной, а также “Лунной сонаты” современного московского композитора Виктора Екимовского, в исполнении американской пианистки Мариан Ли.
Том 8
Леонид Аронзон "Смерть бабочки"
Читают Леонид Аронзон и Виктория Андреева
Арнольд Шенберг “Шесть коротких пьес для фортепиано, опус 19”
Илья Шуть, фортепиано
Томаш Шикорски “Сонант”
Антон Ровнер, фортепиано
Леонид Аронзон (1939-1970) – один из наиболее значительных поэтов российских 1960-х. Сформировался в петербургской культурной среде 1950-1960-х годов, при жизни не печатался. Сильнейшие поэтические влияния – Баратынский, Хлебников, обэриуты. Множество стихотворений поэта посвящено его жене Маргарите и друзьям и связано с природной стихией – с холмами, садами, озерами, небом. Стихи Аронзона пронизаны магией явленного, мистической сопричастностью с жизнью. Аронзон – поэт высоких состояний, хорошо ориентирующийся в метафорическом мире, одинаково владеющий областью духовного и душевного.
Стихи Леонида Аронзона, в исполнении поэта Виктории Андреевой и автора, звучат в сочетании с музыкой основателя нововенской школы и автора 12-тоновой системы Арнольда Шенберга “Шесть коротких пьес для фортепиано, опус 19” в исполнении Ильи Шутя и польского авангардного композитора Томаша Шикорского “Sonant” в исполнении Антона Ровнера.
Как хорошо в покинутых местах |
|
Том 9
Дмитрий Авалиани “Я ящерка ютящейся эпохи”
Читает Дмитрий Авалиани
Антон Веберн “ Четыре пьесы для скрипки и фортепиано, opus 7 “
Пьеса № 2 Rasch
Пьеса № 4 Bewegt
Кшиштоф Витек, скрипка
Сара Уоткинс, фортепиано
Антон Веберн “Три маленькие пьесы для виолончели и фортепиано, opus 11”
Пьеса № 2 Sehr bewegt
Дэвид Эггар, виолончель
Эйал Цалюк-Амир, фортепиано
Антон Веберн “Вариации для фортепиано, opus 27”
Часть 2 Sehr schnell
Мариан Ли, фортепиано
Дмитрий Авалиани – московский поэт проникновенной лирической силы и искренности. Он умер от удара сбившего его автомобиля в ночь с 18 на 19 декабря 2003 года. Это был человек с абсолютным поэтическим слухом, отзывающийся лишь на подлинно поэтические сигналы, в ком постоянно звучала внутренняя музыка, и музыке этой он не изменил до конца. В памяти друзей и на видео кассетах остался его глубокий чистый голос, его сутулая фигурка и открытый доверчивый взгляд.
В диске использована музыка Антона Веберна – вторая и четвертая пьеса из Четырех пьес для скрипки и фортепиано, opus 7, вторая пьеса из Трех маленьких пьес для виолончели и фортепиано, opus 11 и вторая часть из Вариаций для фортепиано, opus 27.
Том 10
Дмитрий Авалиани “Что надо, чтоб летать?”
Читает Дмитрий Авалиани
Хенри Кауэлл “ Эолова Арфа”
Михаил Дубов, фортепиано
Николай Рославец “Поэма для скрипки и фортепиано”
Марк Белодубровский, скрипка
Людмила Северина, фортепиано
Антон Ровнер "Я ящерка ютящейся эпохи" (стихи Дмитрия Авалиани)
Зоя Гафт, сопрано
Алия Малькеева, фортепиано
Дмитрий Авалиани – московский поэт проникновенной лирической силы и искренности. Он умер от удара сбившего его автомобиля в ночь с 18 на 19 декабря 2003 года. Это был человек с абсолютным поэтическим слухом, отзывающийся лишь на подлинно поэтические сигналы, в ком постоянно звучала внутренняя музыка, и музыке этой он не изменил до конца. В памяти друзей и на видео кассетах остался его глубокий чистый голос, его сутулая фигурка и открытый доверчивый взгляд.
В диске использовано фортепианное сочинение американского композитора начала ХХ века Хенри Кауэлла “Эолова арфа”, которое исполняется на струнах внутри рояля, романс Антона Ровнера “Я ящерка ютящейся эпохи” на стихи Дмитрия Авалиани и Поэма для скрипки и фортепиано русского композитора начала ХХ века Николая Рославца.
Том 11
Николай Заболоцкий “ Рубрук в Монголии ”
Читает Анри Волохонский
Бела Барток “Четвертый струнный квартет ”, части 1, 5
Ансамбль струнного квартета студентов и аспирантов Джульярдской школы г. Нью-Йорка
Диск представляет собой счастливую встречу двух поэтов – Николая Заболоцкого (1903-1958) и Анри Волохонского, читающего стихи и поэмы первого. Войдя в литературу в 20-х годах в качестве представителя Общества реального искусства – ОБЭРИУ, автора авангардистских произведений и создателя так называемого «ребусного» стиха, со второй половины 40-х годов Заболоцкий начинает писать стихи в лучших традициях классической русской поэзии, где ясная упругая форма сочетается с глубиной и проникновенностью содержания.
Чтение стихов и поэм Николая Заболоцкого рамочно обрамляют две части из Четвертого струнного квартета Беллы Бартока – первая и пятая – в исполнении ансамбля струнного квартета студентов и аспирантов Джульярдской школы в Нью-Йорке.
Том 12
Аркадий Ровнер “ Рим и Лев ”
Читает Аркадий Ровнер
Антон Ровнер “ Спирали ” для пикколо-флейты, альта, контрабаса и фортепиано
Дебора Страус, пикколо-флейта Сюзан Фарни, альт
Стивен Сас, контрабас Анн-Мари Хальдебранд, фортепиано
Этот второй диск Аркадия Ровнера включает его стихотворения последних лет, два прозаических текста и три песни. Песни, стихи и проза звучат в исполнении автора.
В диске использовано произведение Антона Ровнера "Спирали" для пикколо-флейты, альта, контрабаса и фортепиано в исполнении Деборы Страус, Сюзан Фарни, Стивена Саса и Анны-Марии Хильдебрандт.
Том 13
Владимир Ковенацкий “ Дорога в Никуда ”
Исполняет Владимир Ковенацкий
Владимир Ковенацкий (1938-1986) - поэт московских шестидесятых-восьмидесятых - органично объединил в своей поэзии основные духовные составляющие той эпохи: киплингианский романтизм, барачный натурализм, сюрреализм и восточную мистику.
На этом диске звучат стихи и песни Владимира Ковенацкого в авторском исполнении, записанные при жизни поэта. На диске также записаны две песни Евгения Головина в исполнении Владимира Ковенацкого.
Том 14
Анри Волохонский “Крушение очарований ”
Читает Анри Волохонский
Всеволод Задерацкий
Первая соната для фортепиано
Оксана Журко, фортепиано
На диске в исполнении автора звучат стихотворения и поэмы, написанные в период с середины 1960-х по 1982 год. «Данный диск – первый, на котором Волохонский выступает со своими текстами соло. И как всякое авторское чтение, это особая встреча с поэзией, когда слово облекается плотью звука и живет в реальном времени единым моментом произнесения себя его творцом», – пишет в предисловии Илья Кукуй.
«Тексты соло» Анри Волохонского представлены вместе с Первой сонатой для фортепиано Всеволода Петровича Задерацкого (1891–1953). Всеволод Задерацкий принадлежит к поколению запрещенных авангардных композиторов 1920-х годов, примыкающих к эстетике Серебряного века. Первую сонату для фортепиано, написанную между 1926 и 1928 годами в тюрьме г. Керчи, куда композитор был заключен за «контрреволюционную деятельность», исполняет Оксана Журко.
Том 15
Леонид Аронзон “Я жил, пока не умер”
Читает Леонид Аронзон
Дмитрий Капырин "Приближение к Юпитеру"
Ансамбль «ХХ век», художественный руководитель Мария Ходина:
Мария Ходина, скрипка Анастасия Паночевная, альт
Елена Козырева, виолончель Елена Новикова, фортепиано
Антон Ровнер «Прелюдия» для фортепиано
Антон Ровнер, фортепиано
Тимоти Полашек Трио для двух скрипок и альта, часть 1, Siesta
Ансамбль «ХХ век», художественный руководитель Мария Ходина:
Надежда Мендерова, скрипка Анастасия Паночевная, альт
Софья Верма, скрипка
На диске в авторском исполнении записаны стихотворения Леонида Аронзона, одного из самых значительных поэтов ХХ века. Напряжение духовного поиска, беспредельная глубина пребывания поэта, попытка передать свой внутренний опыт через слово, интонацию, паузу - все это характерно для поэзии Аронзона и для его манеры чтения собственных стихов. Контекст поэтики Леонида Аронзона поддерживается и дополняется контекстом музыкальных сочинений авангардных композиторов разных поколений – Дмитрия Капырина ("Приближение к Юпитеру", исполняет ансамбль «ХХ век», художественный руководитель Мария Ходина), Антона Ровнера (Прелюдия для фортепиано в исполнении автора), Всеволода Задерацкого ("Серебряный ливень", исполняет Оксана Журко, фортепиано) и Тимоти Полашека (Трио для альта и двух скрипок, часть 1, Siesta, исполняет ансамбль «ХХ век», художественный руководитель Мария Ходина), - записанных в разные годы в концертных залах Нью-Йорка, Киева и Москвы.
Том 16
Иосиф Бродский “Петербургский роман”
Читает Иосиф Бродский
! - тираж ограничен Фондом “The Estate of Joseph Brodsky” , США
Петерис Васкс "Пейзаж выжженной земли"
Елена Бендицкая, фортепиано
Антон Ровнер "Musica Laconica №2" для 4-х флейт
Ян Бас Болен "Vacuum\ Lament"
Каджин Лим, скрипка
Стивен Гослинг, фортепиано
На диске представлено чтение Иосифом Бродским глав из его «Петербургского романа», записанное в начале 1960-х, и авторское чтение более поздних стихотворений – запись сделана в начале 1980-х. Музыкальные сочинения латышского композитора Петериса Васкса «Пейзаж выжженной земли» (Елена Бендицкая, фортепиано, концертная серия Бридж, Бруно Вальтер Аудитория в Нью-Йорке, 1993 г.), Антона Ровнера «Musica Laconica №.2» для четырех флейт (Бём квартет: Полина Угодникова, Наталья Князькова, Наталья Пензина, Анастасия Савенкова, Проект Laconica музыка короче, Екатеринбург, 2004 г.) и голландского композитора Ян-Бас Болена «Vacuum\Lament» (Каджин Лим, скрипка и Стивен Гослинг, фортепиано, концертная серия Бридж, Музей Рериха в Нью-Йорке, 1997) напряженным, контрастным звучанием подчеркивают различие двух состояний поэта, отделенных друг от друга промежутком в 20 лет.
Том 17
Леонид Иоффе “Косые падежи ”
Читает Леонид Иоффе
Всеволод Задерацкий «Тетрадь миниатюр» Оксана Журко, фортепиано
На диске в авторском исполнении звучат стихотворения
Леонида Иоффе из его первых поэтических сборников «Косые падежи» (1977), «Путь зари» (1977) и «Третий город» (1980).
«Он вводит читателя в особое пространство напряженной, предельной совестливости. И уже оттуда звучит речь прерывистая, сбивчивая, противоречивая. Это взгляд, который не укоряет, не возмущается, а стыдится, страдает, сталкиваясь с ложью и злом. Пристальность и честность, груз благородства и нестихающая потребность в исповеди являются художественной позицией автора…» - пишет Виктория Андреева о Леониде Иоффе.
«Тетрадь миниатюр» русского композитора-авангардиста начала ХХ века Всеволода Петровича Задерацкого (1891-1953) звучит
в исполнении львовской пианистки Оксаны Журко. Этот фортепианный цикл содержит четыре контрастные пьесы: «Облака», «Карусель», «Затаенное» и «Авто». Их отличает предельная выразительность образов, красочный язык и смелая модернистская манера 1920-х годов.