Литературно-философский электронный журнал "Verbarium"

Verbarium выпуск №6 июнь 2010 года

        электронный журнал
VERBARIUM
"In herba et verba vis fortis manet..."

Выпуск №6                                                                                                                                Июнь 2010 года

Эзотерический дискурс

А. С. Майданов

"Коаны чань-буддизма как парадоксы"

 
 
   "...Коан - это чрезвычайно интересный, колоритный, динамичный и, можно сказать, живой феномен мысли. Живой в том смысле, что в нем действительно пульсирует жизнь: взаимодействуют и перекликаются между собой образующие его элементы, передают свой смысл друг другу, часто конфликтуют, преображают друг друга, вступают в отношения с создавшими коан людьми, с ситуацией, в которой он возник. Его порождает активно работающее мышление автора, а затем он побуждает к интенсивной творческой активности мышление слушателя.
  Термин «коан» представляет собой японское произношение китайского «гуньань», что буквально означает «публичный отчет», «общественный акт»1. Этимология этого слова показывает, что коаны предназначались для общения, часто публичного, между учителем буддийской общины и его учениками. Определить коан можно следующим образом: это краткий диалог, чаще всего в форме вопроса и ответа, между элементами которого на первый взгляд отсутствует логическая связь. Вследствие этого коан производит впечатление алогичной, иррациональной загадки, парадоксальной задачи, не имеющей рационального решения средствами дискурсивного, логического мышления…
"
Далее>>>

   А. Р. Ораж

  "Как жить полнее" и другие эссе

 
  А. Ораж (часто Орейдж) – основатель журнала «New Age», давшего импульс широкому интересу к мистике и эзотерике. Познакомившись в 1014 году с П. Д. Успенским, а в 1922 с его учителем Г.Гурджиевым, Ораж  глубоко заинтересовался учением «четвертого пути». Он помогал становлению гурджиевского движения в Америке, написал сотни статей и книг, исследующих вопросы психологии, философии и естественных наук с позиций человека, получившего опыт духовной «Работы». На сайте Гурджиевского Клуба публикуются новые переводы различных текстов А. Оража.
  Далее вы можете прочитать одно из психологических эссе Оража.

   "...Рассматривали ли вы возможность удвоения или утроения и даже еще большего увеличения нити без уменьшения ее длины? По аналогии с нитью и бусинами очевидно, что вы не можете нанизать больше бусин, чем нить может выдержать, вы не можете заполнить жизнь временем полнее, чем позволит время. Но это возможно, по крайней мере иллюстративно – приладить новую нить рядом с первой и нанизать бусины, а затем, возможно, добавить еще и еще одну, создавая в результате целое пространство там, где сначала была только одна единственная нить.
  Что такое Bремя, как мы обычно понимаем это? Единственный ряд последовательных событий. В каждый данный момент мы призваны сделать выбор между несколькими возможностями, и при каждом таком выборе мы, так сказать, жертвуем невыбранными возможностями. Время как последовательность – это просто реализация одной возможности из многих в каждый следующий момент. Если бы мы могли реализовать две возможности или три-четыре сразу, мы бы жили в двух, трех или четырех различных потоках времени. Наша жизнь, хотя и не более долгая, чем раньше, тем не менее, содержала бы больше времени. Мы проживали бы несколько обычных жизней сразу.
  Но как это сделать? Не стоит пытаться больше втиснуть в один ряд. В лихорадочной спешке и суете возможно, в лучшем случае, лишь заполнить одну нить, как правило, событиями очень неустойчивыми и обыденными. С другой стороны, на первый взгляд кажется, что в равной степени невозможно увеличить нити  и выбрать осуществление нескольких возможностей сразу, особенно когда они появляются, чтобы исключить друг друга.
.."
 Далее>>>
Метафизическая нота

"А человек и сам не знает -

      зачем он в сущности живет..."

              (из творчества Леонида Черткова)


   Л. Чертков (1933-2000) - поэт, прозаик, литературовед, переводчик.
   Родился в Москве. Учился в Московском библиотечном институте. В 1957 г. осужден за «антисоветскую пропаганду» (ст.58, п.10) на пять лет. Отбывал заключение в мордовском Дубравлаге, где вместе с М.Красильниковым и другими составил рукописные альманахи «Троя» и «Пятиречие».
   После освобождения в январе 1962 г. жил в Москве, в 1966—1974 гг. в Ленинграде. Учился в Тартуском университете, закончил Ленинградский педагогический институт.
  В 1974 г. эмигрировал во Францию. Печатал стихи, рассказы и статьи в эмигрантской периодике. Редактировал издания стихов К.Вагинова (Мюнхен, 1982) и В.Нарбута (Париж, 1983). Переводил английских и американских поэтов. С 1980 г. жил в Кёльне.

  Стихи Черткова - весьма качественный пример "третьей культуры"  60-х годов, направления, старательно избегавшего как "ухода от действитльности", так и социально - политической ангажированности любого оттенка.
Далее>>>
Все стороны света

   Виктория Андреева

" Николай Бердяев: воля к жизни и воля к культуре"

   "...В конце XIX – начале XX века волна любомудрия, возникшая в России, акцентировала интерес к проблемам духа времени, провиденциального значения судь­бы, а также к вопросам социальной алхимии и пророчества. Они стали объектами интеллектуального внимания наряду с другими вопросами традицион­но гнозисной проблематики, такими как аспекты и атрибуты Бога, сущность и план творения, соотношение между Единым и множественностью, нетварным и тварным, вечностью и временем, вопросами теодицеи и происхожде­ния и природы зла. Концентрация на этих вопросах свойственна “fin de siècle”, порождающему острое экзистенциальное ощущение конца времени, наступ­ления нового эона. Идеи и темы упадка, смерти, обвала, крушения пришли в Россию с Запада с целым облаком мыслей, настроений, связанных с такими именами, как Гюисманс, Рескин, Ницше, Вагнер, Ибсен, Стриндберг и др. Хотя уже со второй половины XIX столетия ряд русских мыслителей славянофиль­ского толка выражали весьма неутешительные прогнозы в связи с тем харак­тером, который принимает развитие европейской цивилизации. В 1918 году русский мыслитель Бердяев написал работу “Конец Европы. Судьба России”. А через несколько лет, в 1923 году Освальд Шпенглер в своей всемирно изве­стной книге “Закат Европы” (более точный перевод “Закат западного мира” – приговор великой европейской цивилизации) жестко и стоически заявил о ее закатном цикле в безысходном круге чередований различных культурно-исторических эпох. Россия, для которой всегда были актуальны вопросы ис­ториософии, магии власти и судьбы, талантливо откликнулась на смелый вызов Шпенглера. В 1923 году в своей книге “Смысл истории. Опыт челове­ческой судьбы” Бердяев объяснял исключительный интерес к книге Шпенг­лера тем, что немецкий мыслитель “остро поставил перед сознанием куль­турного человечества вопрос о его судьбе”. Бердяев писал: “На исторических перевалах, в эпохи кризисов и катастроф приходится серьезно задумываться над движением исторической судьбы народов и культур. В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема об ожидающей нас судьбе. Стрелка часов мировой истории показывает час роковой, час наступа­ющих сумерек, когда пора зажигать огни и готовиться к ночи..."
 
Далее>>>

  "Имеется ли у христианства будущее?"

  Такой вопрос задается в статье болгарского богослова 
П. Стефанова - Георгиева, обозревающей современное положение христианства - всех его ветвей, рассматриваемых  не в качестве соперников, а именно в качестве ветвей единого исторического дерева. "... надо заметить, что проблемы, стоящие перед римокатоличеством и протестантством, хотя и носят иной, нежели перед православием, характер, однако, вопреки существующим различиям, между собой имеют много общего. Если до XVIII века западное христианство в развитии мировой цивилизации доминировало, то с этого времени начался его постепенный регресс. Он ускорился революционными событиями ХІХ века, появлением новых научных и политических теорий, в которых оспаривалась религиозная гносеология (социализм, дарвинизм, фрейдизм), рационализацией и демитологизацией богословия и, наконец, тотальным кризисом, наступившим после Первой мировой войны. А наибольший подрыв доверия к западному христианству, стимулировавший разрыв со средневековыми духовными традициями, наступил в 60-х годах ХХ века. Вьетнамская война, которая велась в течение двух десятилетий и сопровождалась одним миллионом жертв и 2000 миллиардами расходов, создала целую пропасть между поколениями. Былое сознание общности сменилось уходом в личную жизнь, взамен оптимизма и требования высокой нравственности пришли пессимизм и аморальность, молодежь отвергла опеку, культуру и традиции взрослых. В итоге эти процессы привели к маргинализации и отвержению традиционной религии..."
 
Далее>>>

  Бездна премудрости
 

   Джек Керуак

   " Сутра Золотой Вечности"   

           

 Как кажется, этот текст вдохновителя литературы «битников» балансирует на грани нелепости и глубокомыслия. Мотивы буддийские, христианские и не всегда понятно какие переплетаются и растекаются, избегая точных формклировок. Но ведь
«у Того-Кто-Достиг-Всеобщего-Состояния, на санскрите Татхагата, нет никаких идей, но суть его тождественна сути всех вещей, какова она есть, в пустоте и тишине. Воображение творит горы, а в зародыше простирается еще дальше, творя бугорки. Миллион душ низвергнуты в ад, но никто их не видел и не считал. Множество больших людей - это на самом деле не множество больших людей, а лишь золотая вечность. Когда святой Франциск отправился на небо, он не прибавил к небу и не отнял от земли. Найди тишину, овладей пространством, обозначь эго. "Изначально, - говорил Шестой патриарх Китайской школы, - нет ни одной вещи".
  Тот, кто любит всю жизнь с жалостью и рассудком, на самом деле не тот, кто любит всю жизнь с жалостью и рассудком, это само собой разумеется. Вселенная изведана, ибо отвергнута. Просветление настает, когда тебе всё равно. Вот хороший пенек, на котором сижу. Ты не можешь постичь даже собственную боль, не то что вечную свою награду. Я люблю тебя, потому что ты - это я. Люблю тебя, потому что нечего больше делать. Это и есть природная золотая вечность...»

Далее>>>
Внимание: если Вы хотите подписаться на эту рассылку или подписать своих
друзей,пришлите письмо на адрес:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с темой SUBSCRIBE
Если письмо этой рассылки пришло к Вам случайно или Вы больше не желаете получать
эту рассылку, напишите пустое письмо на адрес
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с темой UNSUBSCRIBE
и мы исключим Ваш адрес из нашей базы рассылки!