Литературно-философский электронный журнал "Verbarium"

Verbarium выпуск №8(34) август 2009 года


электронный журнал
VERBARIUM
"In herba et verba vis fortis manet..."

Выпуск №8 (34) Август 2009 года

Эзотерический дискурс

Джон Беннетт  
"Трансформация" (часть 2)


Одна из последних крупных работ знаменитого гурджиевца Дж. Беннета – «книга о трансформации, то есть о процессе, которым человек может пройти за пределы своей собственной природы и стать «новым человеком».
«Я буду предполагать» - пишет Беннет в предисловии, - «не делая никакой попытки представить доказательства, оправдывающие это предположение, - что все мы ощущаем потребность в поиске трансформации и что именно эта потребность отличает человека от животных. Многие описания изменений, вызываемых в человеке трансформацией, уже написаны в религиозных и нерелигиозных терминах. Я не буду забегать вперед, даже если конец действительно существует, поскольку полагаю, что по самой своей природе трансформация, раз начавшись, будет бесконечной.
Цель этой книги - описать различные пути, которые я сам пытался пройти в течение 50 лет моих собственных поисков. Я не стремлюсь заявить, что даю исчерпывающее руководство или метод, поскольку есть многие вещи, о которых я слышал, но сам их не испытывал, и, без сомнения, есть много такого, в чем я просто несведущ. Могу сказать, что много раз в своей жизни я был бы очень благодарен возможности иметь подобную книгу. Насколько я знаю, на сегодня вообще не существует книг, рассматривавших предмет трансформации. Есть множество книг, дающих практические советы для усовершенствования той или иной стороны нашей природы, но это не то же, что трансформация, которая должна быть применима к человеку в целом. Действительно, человек такое сложное существо и все его части настолько взаимозависимы, что нельзя изменить одну часть, не оказав влияния на все остальные. Это одна из причин того, почему самонаправленная трансформация часто связана с большими трудностями. Нам следует быть готовым изучать самих себя на протяжении всей нашей жизни. И часто нелегко сделать что-либо большее, чем просто прикоснуться к поверхности нашего собственного невежества…»
В приводимых отрывках описываются «четыре источника», позволяющие вести духовную работу.
Далее>>>
Косё Утияма-роси
"Путь к себе: реальность дзадзэн "    

Небольшая книжка японского мастера Дзен рассказывает о сущности и методах сидячей медитации, основного упражнения этой ветви буддизма. И, конечно же, об особенностях дзенского взгляда на мир.

Об авторе:
Косё Утияме  родился 15 июля 1911 года в Токио . Как и все монахи дзэн, он весьма скромен и о собственном жизненном пути сообщает лишь немногое. В то время как в большинстве своём монахи дзэн посвящают себя религиозной жизни уже с ранней юности, Утияма сделал это довольно поздно. После четырёхлетнего обучения в университете Васэда в Токио он получил там в 1935 году диплом, равносильный докторской степени на Западе. Утияма специализировался по западной философии и впоследствии этот факт неоднократно отражался в текстах этого мастера дзэн. Именно на основе своего образования он в духовной области уже достигает глубокого проникновения в языковые сферы Запада и становится первопроходцем того дзэн, который, как пишет Кр. Хамфри, «идёт на Запад.
..»
Далее>>>
Метафизическая нота
Анри Волохонский
"Крушение очарований"


В серии  CD "Антология современной русской поэзии: Новая поэзия в контексте новой музыки" вышел новый компакт диск стихов русского поэта конца ХХ века Анри Волохонского.
Волохонский - одна из самых интересных и в то же время самых загадочных фигур современной литературной сцены. Поэт, переводчик, знаток каббалы, автор толкований Апокалипсиса, трактатов о музыкальном строе и исследований симметрии атомных ядер и генетического кода, он держится в тени и сторонится (около) литературного круга. Так, на обращённую к писателям, поэтам и художникам анкету Константина Кузьминского, которая должна была приоткрыть «завесу тайн», Волохонский ответил: «Я просто не способен писать искреннюю правду  я вижу в этом одну фальшь, лишь преувеличенную попытками ее преодолевать. Пусть лучше говорят мои сочинения».
На изданном в данной серии диске сочинения Анри Волохонского говорят голосом самого поэта. И есть какая-то внутренняя правда в том, что диск этот выходит именно в Перми: ведь первым «официальным» изданием его стихов в России стала в 1994 году пермская книга «Анютины грядки». (С 1973 года Волохонский живет за границей).
Поскольку сам поэт в Россию ехать не собирается, нам остается только порадоваться тому, что его  по выражению Л. Фёдорова  «магический голос» ныне достиг российских любителей поэзии.   

Познакомиться со всем разнообразием творчества Волохонского, включающего поэзию, переводы с различных языков, прозу и даже каллиграфические произведения, можно на его страничке в "Митином Журнале".
Не удержавшись,
мы заимствуем их этого журнала замечательную, ироническую «Касыду министру культуры», написанную совместно с давним соавтором Волохонского, Алексеем Хвостенко.
Далее>>>
Все стороны света

Аркадий Ровнер, Виктория Андреева
"Чаадаев"

"…Чаадаев – "провозгласитель горьких истин", не побоявшийся пойти вразрез с общественным мнением, повинуясь лишь собственной совести.
- Он – западник, а следовательно сторонник всего чужого.
- Нет, его западничество особое – религи­озное. Магистраль же нашего западничества уходит в атеизм, в "реализм", в позитивизм...
- Апологет Римской теократии, нелюдим, каких много было во времена Александра 1 среди масонов и пиетистов, он теперь просто окаменелость.
- Он – человек с кристаллизовавшимися взглядами.
- У него не система, а принцип – принцип всеобщего прозрения. Он считает, что только через прозрение мы можем включиться в историю.
- Это он сказал: быть исторически новорожденными – еще не значит быть обреченными на вечное младенчество. Он видит двусмысленность богатого прошлого, "роковое давление времен".
- У него есть грандиозная мысль: хрис­тианство политическое должно уступить место хрис­тианству духовному. И именно в этом он видит мис­сию России"»

Написанная в 1989 г пьеса рассматривает эпоху Чаадаева,  Пушкина и Александра Первого как «осевое время» России, время, определившее и продолжающее определять ее духовное, культурное и социальное развитие. Введение в текст многочисленных анахронизмов – размышлений ее героев над судьбами России и Европы в 19 – 20 веках -  позволит читателю оценить глубину взглядов первого русского историософа. Авторы проводят нас через "утопии прошлого и будущего" и "ловушки тьмы низких истин", протестуя против  "превращения общества в безумную социальную машину по обслуживанию пороков, прихотей и мелких удобств среднего человека". Примером обратной тенденции служат интеллектуальное бескорыстие и творческий дух самого Чаадаева и еще немногих избранных русских мыслителей: "ценность страны измеряется дюжиной истинных ари­стократов духа, которых она произвела"…  "
Далее:>>>

Гравюры Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер (1471–1528) уже в конце XIX века был объявлен национальным героем Германии. Этому во многом способствовали многочисленные исследования, постоянные кропотливые изыскания немецких ученых и особенно художественные произведения выдающихся немецких романтиков, посвященные Дюреру.

"В своей проникновенной книге «Сердечные излияния отшельника — любителя искусств» (1799) Вильгельм Генрих Вакенродер воссоздает образ Дюрера — мудреца, философа, гениального художника, в картинах которого «все фигуры говорят звучным и внятным языком. Ничья рука не делает движения бесполезного или предназначенного только для услады глаза или заполнения пространства. Любая деталь картины как бы властно притягивает к себе, чтобы мы воистину проникли душой в мысль и дух целого. Мы верим всему, что изображает нам искусный мастер, и никогда этого не забудем».
В романе Людвига Тика «Странствия Франца Штернбальда» (1798) Дюрер становится одним из главных героев, центром духовного устремления молодых художников Германии, их мудрым наставником и творческим вдохновителем. Великолепны страницы, посвященные путешествию Дюрера в Нидерланды и его беседам об искусстве с другим выдающимся нидерландским мастером-гравером — Лукой Лейденским..."

Далее:>>>

Георгий Федотов  "Трагедия интеллигенции"                   (окончание)

Книга исследователя русской культуры и религиозности Г.Федотова (1927 г) написана в жанре «истории идей» и посвящена феномену интеллигенции. Автор дает широкую картину развития и кризиса русского образованного сословия, стремясь избегать односторонней, «партийной» оценки этого феномена. Сегодня, кажется, уровень влияния этой многими ненавидимой прослойки стремится к нулю… но стала ли лучше социальная и духовная атмосфера в стране?
"...Старая традиция и старый уровень русской культуры не гибнут с этим нашествием варваров. Пережив тяжелые для них 60-е годы, они продолжают расти и крепнуть преимущественно в почвенных, "реакционных" направлениях русской мысли. Вместе с тем линии русской интеллигенции и русской культуры все более расходятся. К XX веку это уже две породы людей, которые перестают понимать друг друга. Но их духовная значимость и культурный уровень обратно пропорциональны исторической действенности. 
Отрыв шестидесятников от почвы настолько резок, что перед их отрицанием отходит на задний план идейность и на сцену на короткий момент выступает чистый "нигилист". То, что литературно его представляет дворянин Писарев - безупречный джентльмен, - может быть понято только в свете семидесятского народничества. Интеллигентные дворяне отныне увлекаются потомком разночинцев, а не обратно, как было хотя бы с Белинским в 40-х годах.[...]
Нетрудно показать и много раз показана отрицательная связь, существующая между духом русского православия и нигилизмом. Отсутствие мира гуманистических ценностей, срединного морального царства, делает богоотступника уже не человеком. Неудивительно, что нигилистическая проказа идет прежде всего из семинарий. Презрение к людям - готовность отдать за них жизнь; маска цинизма - и целомудренная холодность; холод в сердце, вызов к Богу, гордость непомерная - сродни Ивану Карамазову; упоение своим разумом и волей - разумом без взлета, волей без любви; мрачность, замораживающая истоки жизни, - таково это новое воплощение Печорина, новая демонофания, в которую нам не мешает вглядываться пристальнее.
.."
Далее:>>>

Бездна премудрости

Клайв С.  Льюис
"Баламут предлагает тост"

 

"...Отрывок из «Писем Баламута» - сатиры, сделавшей знаменитым имя английского проповедника Клайва Льюиса(1898 – 1963 гг). Книга, написанная от имени чертей, и в дальнейшем пользовалась большим успехом, чем богословско – нравственные трактаты Льюиса, что приводило автора в смущение. Но такой участи не избежал и сам Данте, чей «Рай» безнадежно уступает по индексам цитирования «Аду». Это лишь показывает, какой "духовный опыт" ближе человеку нашей эпохи.
В приводимой главе речь идет именно об одной современной ценности, приводящей чертей в восторг, а именно – о «вере в то, что все на самом деле одинаковы:  чувство, которое рождает фразу: «А я не хуже тебя!»

Далее:>>>