Литературно-философский электронный журнал "Verbarium"

Verbarium выпуск №11(37) ноябрь 2009 года


электронный журнал
VERBARIUM
"In herba et verba vis fortis manet..."

Выпуск №11 (37) Ноябрь 2009 года

Эзотерический дискурс

Аркадий Ровнер  
"Пшада 2009. Записи бесед"


На нашем сайте опубликованы записи бесед А. Ровнера, состоявшихся в ходе летнего практикума 2009 года  в Пшаде (Краснодарский край). 
« Человек, у которого мы заимствуем очень много идей и энергии − Георгий Иванович Гурджиев −  пишет о двух потоках. Эти два потока перекликаются с двумя путями жизни из ранней христианской литературы, из Учения Двенадцати Апостолов.
Есть путь жизни и есть путь смерти, и мы не можем находиться где-то посередине, мы не можем перескакивать с одного на другой.  Мы либо идем путем жизни, либо идем путем смерти. И Иисус говорит, что широкий путь нам не годится, наш путь узкий. Узкий путь − это путь жизни, это трудный путь. Широкий путь − это путь большинства.
Вся история человечества свидетельствует о том, что человечество находится в ущербном состоянии. Вся история человечества − это история войн, глупостей, преступлений, история, от которой ничего не остается.  Кто помнит какого-нибудь Филиппа или Максима, котрый жил в Греции тысячу или две тысячи лет назад или в прошлом веке?  Кто запомнит наши имена и вспомнит их в следующем столетии? Человечество находится в очень плохом состоянии. Гурджиев называл это состояние сном, беспамятством. Иисус называл это состояние духовной смертью. И воскрешение Иисуса − это метафора пробуждения от смерти, в которой мы все живем.
Путь смерти − это путь миллионов, это путь, который выражается слепой азартной жизнью: исполнение желаний нашего тела, наших эмоций, нашего ума. Азарт социальной жизни: добиться, захватить, укрепиться, установиться, подняться по социальной лестнице.  [...] Вот это и есть путь смерти, когда человек слепо, азартно проживает свою жизнь. Путь жизни Гурджиев связывал с Работой. Работой Гурджиев называл духовные усилия, усилия выхода из ущербного состояния.
…»
Беседа I>>>
Беседа II>>>
Роберт Блай
"Нарастание смысла


Роберт Блай (р.1932 г)  – американский поэт, переводчик, эссеист, исследователь мировых духовных и культурных традиций. К сожалению, большинство его произведений не опубликовано на русском языке. В имеющемся на сайте Гурджиевского Клуба переводе  беседы с членами «Института Дальнего Запада», произошедшей после прочтения им  лекции из серии «Поиск: что же мы ищем?», идет речь об использовании элементов традиционной культуры (сказок, притч, театра масок и т.д.) в творчестве и самопознании.
«- Я просто сказал, что для меня запоминание столь значимо, что я даже не возмущаюсь по поводу учителей, заставляющих своих учеников запоминать. И что волшебная сказка не может быть передана без предварительного запоминания. И второе, что должно быть сделано – нужно вовлечь тело. Вам нужно ходить, стоять, сидеть.  Дитя не воспримет сказку от своей матери, если мать не вовлечет свое тело, если она будет просто сидеть с неподвижным телом. Так что в этом есть что-то таинственное. Некоторые стихи остаются целиком в уме, а некоторые образы входят в тело. В этом стихотворении  запечатлено движение тела. Оно спускается в тело, и тело помнит ее долгие годы. Любую волшебную сказку следовало бы рассказывать при помощи тела, а это значит, что рассказчик должен быть готов сделать из себя дурака.
-  Это может зайти слишком далеко.
-  Может. Это вопрос освобождения и удержания, освобождения и удержания.
-  Это наука.
- Да, и я все лучше обучаюсь ей. Много раз я полностью освобождался, и происходило нечто плохое. Делать из себя дурака – очень деликатное дело...»

Далее>>>
Метафизическая нота
Райнер Мария Рильке
"Письма к молодому поэту"


Райнер Рильке – одна из величественнейших фигур мировой поэзии ХХ в. Один из немногих современников, он осмелился говорить о Боге и с Богом, не замыкаясь в рамках какого-либо догматического учения. Сохраняя открытость к веяниям самых разных культур, он вместил в себя влияния и Востока, и Запада, всегда оставаясь чутким и уравновешенным мерилом их духовной глубины. Широко известны его поэтические  сборники «Часослов», «Сонеты к Орфею», «Жизнь Девы Марии», рассказы, эссе. В этом номере мы публикуем
рассказ о жизни Р. М. Рильке, а также статью «Об искусстве»  и выдержки из «Писем к молодому поэту», раскрывающие взгляды и идеалы Рильке, которые он стремится передать адресату, жаждущему стать человеком творческим и свободным.

Далее>>>
Все стороны света

Большие надежды, их крах и новые альтернативы

Выдержки из книг знаменитых «нонконформистов» 20 века – психолога Э.Фромма и экономиста, эколога Е.Шумахера – представляют взгляд на экономические вопросы с позиций аксиологии и этики. Подход, ставший не только непопулярным, но и фактически запретным у современных политических идеологов. Для этих авторов основные положения этих идеологий – необходимость бесконечного роста производства и потребления, самоценность успеха и обогащения – вовсе не являются  привлекательными. Но какие же альтернативы системе проедания природных ресурсов могут они предложить? Для Е.Шумахера намеком на такую альтернативу служит образ жизни и мышления, еще сохранившийся в буддийских странах (и, вероятно в странах традиционной культуры вообще). Может ли этот основанный на примате духовных ценностей  образ жизни побороть хищничество современной цивилизации – или она обречена на разрушение?..."
Далее>>>

Работы художника Сергея Родыгина

В Галерее сайта Института Культуры Состояний мы продолжаем представлять вашему вниманию работы близких нам по духу современных художников.   Репродукции картин Сергея  Родыгина предваряет его текст «Очень короткая биография».
«…Я убежден, что это душа художника что определяет его работу, а не какие–то заранее определенные эстетические концепции, политические взгляды, или религиозные и философские идеи.
Спонтанность может быть подходящим словом, поскольку мой творческий процесс некоторым образом напоминает автоматическое письмо. Я называю это случайным искусством, хотя в моем случае это не происходит без влияния моего ума и моих чувств и эмоций […] Я всегда стараюсь показать в картине сущность вещей а не их внешний облик поскольку последнее является только иллюзией. […] Все что мы можем сделать, это приподнимать завесу тайны мало по малу», – пишет в нем художник.
Далее (Файл PDF) >>>

Бездна премудрости

Когда святые смеются

"...Для многих верующих и неверующих представление о христианской жизни, о святости связано с особой манерой одеваться, с особой манерой держать себя, с подчеркнутой безупречностью и разговорами "только о духовном". Какой уж тут юмор! Какие шутки! Грех!
Однако отцы христианской церкви, почитаемые всеми христианами, относились к юмору по-другому. Свидетельством этому является книга "Отцы-пустынники смеются", изданная в Москве в 1996 году издательством Францисканцев братьев меньших конвентуальных. На 83 страницах этой книги собраны многочисленные образцы христианского юмора. Юмор отцов-пустынников удивительно свеж, современен, понятен.
Читать эту книгу без улыбки, даже без смеха просто невозможно. Ряд шутливых высказываний и забавных историй знакомы по другим книгам и устным рассказам — они дошли до нашего времени самыми разными путями, и сегодня мы даже не подозреваем, что их авторами были христиане первых веков нашей эры.
Надо иметь в виду особый характер христианского юмора. Христианский юмор мягкий, добрый, он помогает человеку стать лучше, увидеть свои недостатки и промахи, через улыбку, через смех преодолеть их..."

Далее>>>