Восемь этюдов о недочеловеке

Приведенный ниже текст взят из книги Аркадия Ровнера "Третья культура", Издательский дом Медуза Санкт-Петербург,1996г.
На этой странице публикуются с согласия автора. Все права сохранены.©



ВОСЕМЬ ЭТЮДОВ О НЕДОЧЕЛОВЕКЕ



1. Этюд о недочеловеке


Недочеловек когда-то это слово было проклятием человека, сегодня оно его надежда. Пусть по тысяче троп устремляются ящеры и тарантулы к недочеловеку. Пусть будет между ними все больше вражды и неравенства. А пока: чернь снизу, чернь сверху, чернь посредине.

Сменяют друг друга поколения, и каждое новое приносит с собой только новый уровень ничтожества, сдвигая планку существования все ниже и ниже, демонстрируя тем самым метафору минуса бесконечности.

Недочеловек это часть человека. Это нога (культя) или спина (горб), или живот (брюхо). Но вы не люди, вы зародыши, так и не ставшие людьми. Вы и не звери, ибо в вас нет природной жестокости (какая же в вас может быть правда и красота), и вы не годитесь как исходный материал для строительства человека. Станьте недолюдьми, или же сгиньте, уходите с дороги. Вы не пошли за Заратустрой, вы не последовали за Гурджиевым, звавшими вас к сверхчеловеку и человеку. Кто же поверит, что образ недочеловека заставит вас пошевелиться.

Я побежал, но он прыгнул на меня, вцепился мне в поясницу, в шею, в плечи. Верхом на мне сидел полукарлик-полукрот. Я встряхнулся, но не мог сбросить его с себя. И тогда я подумал: человек помнит о своей родине, недочеловек тоскует о ней, но какие на свете силы могут разбудить в вас тоску по Великой Норме.

Страшно родиться на свет горбуном, слепым и глухонемым. Но ваша участь страшнее. Высшее счастье для вас совсем не родиться, а рожденным как можно скорей умереть.

Забудьте о Боге, оставьте в покое серафимов и ангелов, пусть сверхчеловек и человек не тревожат ваше воображение, вам нужно сорок тысяч воплощений, чтоб стать недолюдьми. Поднявшись на эту ступеньку, вы получите шанс. Мечтая же о высших воплощениях, вы этот шанс навсегда потеряете.

Особенно избегайте воображать себя недолюдьми это для вас злая иллюзия, мираж и приманка в капкане.

Недочеловек раздавленная мышь, кровоточащая, ползающая в пыли, залитая слезами и гноем. Недочеловек учитель учителей, полубог, ужаленный в сердце Великой Нормой. Он высшее из возможных сегодня воплощений.

Ваши мысли привязаны к вашей тюрьме и не могут двигаться в сферах, предназначенных для мыслей. Освободиться же вы не можете из-за заставленности обстоятельствами вашим личным сном. Помогут ли безумцам простые советы: не топить лодку все новым и новым грузом, разгружать ее, искать чистые воды?


2. Недочеловек и его слуга


Человечество потерпело кораблекрушение?

Но сколько кораблекрушений оно уже пережило? Прежние цивилизации сменяли одна другую. Развитие шло вниз и вверх. Сегодня мы наблюдаем цепь сокрушительных обвалов и одну грозно развертывающуюся катастрофу.

Первый обвал заметил Ницше, объявив: бог умер. Человек остался один на один с собой и подобными себе. Сверхчеловек был призван им как балансирующая идея, и новая цель забрезжила перед недолюдьми на зримых высотах. Идея эта не была абстракцией. П.Д.Успенский отмечал, что перед первой мировой войной на Земле стали появляться группки сверхлюдей. Однако война разметала эти группы и пресекла открывающуюся перспективу выхода человечества на новые рубежи.

Второй обвал зафиксировал Гурджиев, объявив: умер человек. Остался недочеловек, прозванный им идиотом. Но недочеловелество, по Гурджиеву, продолжает выполнять свою функцию производить субстанцию, необходимую для космоса. Однако, если раньше оно делало это через магические ритуалы, известные посвященным, то теперь оно производит ту же субстанцию ценой неимоверных страданий и жертв. Недочеловек спит: во сне он рождается, во сне живет и умирает. Пробужденный недочеловек становится человеком. Человек у Гурджиева балансирующая идея.

Я говорю о третьем обвале; в промежутке между мировыми войнами исчез недочеловек, оставив на Земле цивилизацию псевдолюдей. Недочеловек находится в состоянии возбуждения, неудовлетворенности, небаланса. Его перспектива стать человеком, то есть, найти традиционный баланс или погибнуть. Псевдочеловек живет трупной жизнью вурдалака, ему не грозит пробуждение. Недочеловек и его слуга вот начало будущей цивилизации, выход из тупика современной недожизни. Нет высшей участи для вас, чем служение недочеловеку. Станьте носильщиками и садовниками, поломойками и кухарками, машинистками и шоферами, любовниками, любовницами, нежными матерями и заботливыми отцами недолюдей. Это ваш кратчайший путь к совершенству и славе.

Кант сказал: человек не средство, а цель. А я утверждаю: "человек" средство и, притом, негодное. Он средство космоса, Земли, расы, страны, семьи, соседей, детей и любовниц. Однако став сознательным средством для реализации недочеловека, он получает шанс неординарной судьбы. Вы же "цели" и "самоцели", ваш путь ничтожество и гниение заживо. Прочь с дороги!

Человек слуга. Слуга это звучит гордо. Цивилизация погибла, когда не стало слуг.


3. Этюд об отце


Перестаньте бессмысленно повторять заученные слова, обращенные к Высшему из Высших, называть его отцом, призывать его царство.

Не умея вскарабкаться на холм, что же вы долдоните о Высочайшей Вершине. Бросьте эту игру и самообольщение. Научитесь скромности.

Что если тот, кого вы называете Богом, есть пустота или тьма, или бездна, или ничто, или все, или хаос, или насмешка, или ужас, или отчаяние? Что если у "Него" вообще нет облика и имени, или они вам принципиально недоступны? Что если "Он" вообще вне вашего касательства? Что если "Его" нет и в помине? Оставьте ваши пустые мечтания, ваше воображение только закрепляет вас в вашем ничтожестве.

Если даже "Он" и "есть", у вас столько же оснований называть его отцом, сколько у бездомного пса считать своим отцом Людовика XIV. Выйдите из дерьма прежде чем устанавливать свою родословную с Зевсом.

Герои и полубоги Гомера были детьми и наследниками богов. Как же это вы, не будучи ни героями, ни облаченными благодатью избранничества, всем скопом стали вдруг сыновьями и дочерьми Высшего из Высших? Выходит, чем ниже вы падаете, тем выше восходит ваш род, а родителем низшего из низших оказывается Высший из Высших.

Почему вы зовете его своим отцом? Потому что думаете, будто бы он вас породил? Что он о вас печется? Но не Он породил вас, вы сами себя создали какие вы есть. Не сваливайте ни на кого свое ничтожество.

Бедняжки, что вы станете делать, если у вас отнимут ваши миражи? И все же я хочу оторвать ваш безвольный взгляд от Вершины, тогда, может быть, некоторые отважатся вскарабкаться на ближайший холм.

Вы можете полюбить цветок или дерево, но смешно и нелепо ваше утверждение, что вы любите Его. Вы не можете полюбить то, что находится по ту сторону времени, пространства, красоты, уродства, жестокости и любого другого из известных вам атрибутов.

Не призывайте Его царства, ибо вы не знаете, что это такое. В этом огне вы сгорите, как лучинка в пламени костра. Обратитесь к близлежащему и одолейте ближайшее препятствие. А еще лучше: ничего не преодолевайте, продолжайте купание в ничто.


4. Этюд о пишущей черни


Пишущая чернь вот чума, вот холера, вот спид нашего века. Вот ваши могильщики, вот ваш Отец, ваш Сын и ваш Дух Святой. Им вам надо молиться!

Пишущая чернь куда бежать от их мары, от их яда? Они настигают вас рупорами на улицах, телевизорами в квартирах, газетными обрывками в углу. Где щели, в которых можно было бы от них спрятаться? Сегодня и в щелях нечем больше дышать.

Они знают, чего вы боитесь больше всего: вы боитесь увидеть себя такими, какие вы есть. Это страшит вас больше самой смерти. Они держат вас вашим страхом, они плетут для вас убогую ложь.

Вы не верите ни в Бога, ни в черта, ни в мораль, ни в аморализм. Вы, которым далеко даже до нелюдей, считаете себя людьми и говорите о человеческих правах. Очнитесь! Какие права у биокомпьютеров, выполняющих заложенную в них программу. По чьей программе вы родились, а теперь умираете? Скажите: кто хозяин вашей жизни? вашей смерти?

Зрячие не говорили вам то, что сейчас говорю вам я. Они жалели или презирали вас. Они думали: лучше вам быть мертвыми, чем полумертвыми мертвые сраму не имут. Но я говорю вам: у вас нет надежды.

Нет надежды у поколений, которые прийдут. Им не выкарабкаться. Им не будет послан мессия. Они останутся нерожденными. Об этом заботятся ваши могильщики, ваши мусорщики, ваши шуты и боги пишущая чернь. Молитесь им: Отче наш, сущий на небеси! Они ваши Демиурги!


5.Этюд об авторе


Вы спросите меня: кто ты, позволяющий себе так с нами говорить?

Вы скажете: как ты смеешь !

Вы крикнете: ату его !

Вы переглянетесь: тронутый.

Вы посмеетесь: новый пророк Израильский.

Вы покривитесь: превыспренний бред !

Вы зевнете: выпендреж.

Вы возмутитесь: богохульник !

Вы подумаете: это не обо мне, а о них.

Вы оскорбитесь: а ты кто такой ?

Я отвечу: я тот, кто отважился.

Тот, кто лишил вас последней опоры.

Тот, кто отнял все пути у стоящих на пути.

Тот, кто не оставил миражей живущим миражами.

Тот, кто смешал с помоями ваше маленькое "я" и ваше "Я" большое.

Тот, кто отобрал Бога у иудея, ничто у буддиста, Дао у даоса.

И более того тот, кто отнял махатм у теософов, "доктора" у антропософов, "память себя" у четверопутников, "здесь и сейчас" у кришнамуртийцев, "вихару" у рамана-махаршистов, Раджниша у Раджниша, дон Хуана у Кастанеды.

Зрячий видит, а слепой называет и между ними пропасть.

Бдящий бодрствует, а спящий грезит между ними бездна.

Сущий есть, а нерожденный тлен, что о нем тревожиться !

Этому нельзя помочь, а можно только смеяться и плакать.

Вы спросите. Вы скажете. Вы крикнете. Вы переглянетесь. Вы отвернетесь. Вы пукнете. Вы возмутитесь. Вы зевнете. Вы оскорбитесь.


6. Положительный центр


Где же положительный центр всего этого? спросите вы меня.

Центр в констатации очередного духовного оползня, в отрицании нашего времени, его ценностей и программ.

Центр в возрождении героического и аристократического начал, в культивации радикального неравенства.

Центр не в индивидуализме, а в самоотверженной деиндивидуализации по мере превращения гомункула в недочеловека, недочеловека в святого, философа или художника. Центр в сверхиндиви дуализме.

Положительный центр в концентрации на предлежащем отрезке пути. (На самом деле путник должен в разное время видеть и часовой путь, и путь дня, и далекую вершину, и ненужность какого-либо пути, ибо все уже есть).

Центр в сознании амбивалентности мировых вер и их языков. Ничто не отменяется ни безбожие, ни многобожие, ни единобожие, ни Святая Суньята. Фиксируется только уровень упадка.

Центр в преодолении частных веросистем без их отрицания и отбрасывания в определении параметров реального участия в жизни космоса.

Наконец, центр в разработке нового универсального мифа и языка традиции.


7. Идеальный строй


В жизни каждого общества наступает период, когда все его силы направляются на самоуничтожение. В таком состоянии находится сегодня мир. Сначала он потерял свои ценности и критерии. Потом он развратил низшие классы. Потом он вступил в бурный период мировых войн и революций. В результате кристалл распался и распространился плюрализм порока. Сегодня только порок свободен и социально перспективен. Сегодня только полное погружение в сон механической деятельности и полное отождествление с ней поощряются обществом. Сегодня нет пространства для отстранения и свободной рефлексии. Сегодня нет пощады для недочеловека.

Есть разные модусы мироощущения, характерные для разных цивилизаций. Есть жадность и жажда по полноте жизни и силе самоутверждения в этом мире (Гомер, Ренессанс, Ницше). Есть модус пресыщенности и жажда трансцендирования этого мира (буддизм, платонизм, христианство). Есть сочетание этих двух настроений: путь через экзальтацию к трансцендентному (Вагнер, Бодлер, Мессиан). И есть модус монотонной бесцветной стабильности (не жизни и не смерти), когда охранительный инстинкт сковывает высшую жизнь, а сорняковая жизнь беспрепятственно разрастается, забирая все пространство.

Цель общества всегда выносилась вовне и впереди общества. В самых совершенных обществах целью было создание элитарной культуры и создание ее создателей сверхлюдей. Через эту культуру и этих людей происходило преодоление обществом своих пределов, выход его на иные рубежи. Через эти звенья осуществлялась связь человека с космосом. Отсутствие связей такого рода приводит к загниванию общества и его крушению.

Современное общество уничтожает людей, способных эти идеи и ценности осуществлять. Наука себя окончательно скомпрометировала. Политика и идеология еще меньше способны управлять жизнью. Цели общества оказались замкнутыми в нем самом. Максимум удовлетворения для максимума людей или максимум совершенства у минимума людей вот альтернатива, на которую современное общество ответило вполне определенно. Ответ этот стал его приговором.

Ницше увидел тупик цивилизации, но новый век разрушил кристалл и вместе с ней идею тупика. В результате мы не просто в тупике, но клином вогнаны в материю, что делает невозможным отход и обход.

"Каков идеальный строй?" спросили Солона. Он ответил: "Для кого?"


8. Глобальные маги


Вышедшие из-под земли, они сегодня владеют землей. Они захватили ее врасплох и держат в плену. Это они правят сегодня миром при помощи шаманов. Они думают, что они неуязвимы.

Сверхчеловек полагается на себя одного, недочеловеку не на что полагаться. Однако, им уже не владеет глобальный гипноз. Он уже начал от него освобождаться. Вырваться из него он может только став человеком.

Неравенство выявляет сильные и слабые стороны каждого и задает идею развития. Равенство загоняет всех под одну искусственно заниженную мерку.

Древние называли сверхчеловека пневматиком, человека психиком, недочеловека соматиком, а ниже последнего не было никого. Недочеловек переходный исторический персонаж, слепо тянущийся к человеку. Он отец человека и ступенька к нему. Гомункул никогда ничем другим стать не может.

"Недочеловеческое, только недочеловеческое" где оно теперь? Есть сорок тысяч видов псевдолюдей и смутное томление по недочеловеку только у одного из них.

Сверхчеловек перешел мост. Недочеловек подошел к мосту. Псевдочеловек должен стать кирпичом в его арке.

Фотографии разных лет с практикумов и семинаров