Из дневниковых записей Анны Шатковской. Армения, 2011г.

27.06.2011.

Мы прилетели уже ночью и остановились в пансионате Нор-Амберд. 

 

На встрече с ведущими нам предлагалось выбрать из 3-х вариантов, к какой категории себя отнести:

1) Самодвижные люди, выбирающие сами ,куда им ходить в свободном режиме.

2) Индивидуалы , имеющие также некоторую свободу выбора и несущие дежурство в медитативной комнате.

3) Идиоты, обязанные посещать все занятия и нести дежурство по кухне.

Не испугайся я этого условия обязательного посещения в третьей группе, выбрала бы её, но почувствовала, что более честно с моей стороны будет определить себя во вторую группу.

Также была беседа с Аркадием Борисовичем Ровнером, который говорил о важности внимания не только к центру внутри груди, но и вообще – к телу. Умение слушать тело и слушать себя ставилось как важная задача.

После прогулки в окрестностях Нор-Амберда я долго и упоительно импровизировала на местном рояле на тему собранных мною впечатлений.

Здесь, в горах находишь, что нет ничего более естественного для человека, чем медитировать.

29.06.

Поездка к вершинам Арагац и небольшое восхождение.

После я прочитала в путеводителе, что Арагац – одно из самых суровых мест в Армении. Здесь и ледниковые озёра, и снег не тает всё лето, и ветер пронизывающий. Хочется молчать и слушать. Пока мы забирались на небольшую вершину к кресту, я отметила, как по-разному ведут себя камни под ногами: одни устойчивые и твёрдые, другие – шаткие и скользкие, на которых и опереться нельзя. Всё как у людей.

30.06.

День для меня был непростым из-за моей внутренней перестройки, а проще говоря, наблюдался «кризис третьего дня».

Задача, которую ставят перед собой ИКСовцы – выработка стабильного качественного состояния, которое достигается только упорной ежедневной работой.

Образ горы Арарат.

Я часто любила медитировать на вершину Арарата и наблюдала за сменой её «состояний». Мне Арарат напомнил Олимп – священное место обитания богов.

С другой стороны, Арарат – это образ Вселенной и лестницы состояний.

Его подножие – это мир физический, видимый глазу и охватываемый нашим умом, но чем выше… Сложнее и сложнее становится дышать, двигаться, физические глаза перестают различать и можно полагаться только на голос внутреннего Я. Глубокий снежный покров – то, что необходимо преодолеть душам, чтобы раскопать истину.

Сегодняшний разговор с С.Ермиловым о внимании настроил на наблюдение и проведение экспериментов со своими «привычностями». Например, предлагалось попробовать делать какие-то очень простые и привычные вещи не так, как всегда.

Я решила поэкспериментировать с шагом. Когда идёшь необычным образом, задом- наперёд, например, то возникают очень интересные ощущения, мысли начинают вести себя иначе, а главное, обращаешь внимание на каждый шаг, который в такой ситуации становится настоящим событием!

Также наблюдала за муравьями, которые работали не покладая рук. Некоторые из них тащили вес гораздо тяжелее, чем их собственный, и всё это – на строительство общего храма. Человек тоже создан для такой работы.

1.07

Удалось преодолеть кризис и выйти в новую фазу самоощущения. Начало обретения внутренней стабильности.

2.07

Поездка в Гюмри (он же – Александрополь и Ленинакан).

Знакомство с городом началось с посещения могилы отца Гурджиева. На меня большое впечатление произвело само кладбище, особенно древняя его часть со старинными хачкарами (крестами) и надгробиями.

Мы посетили дом Меркурова, где можно было ещё ощутить дух старого армянского города. В музее Меркурова местные журналисты брали интервью у Аркадия Борисовича на английском (!) Из разговора с молодой армянской журналисткой я узнала о том, что в Армении о Гурджиеве знают очень мало и она очень удивлялась тому, что мы приехали в Армению специально для того, чтобы побывать на его родине.

Прогулка по Гюмри была сильно ограничена по времени из-за мероприятия, посвящённого Гурджиеву. На встрече были несколько поистине уникальных людей, которые живо интересовались и изучали гурджиевские материалы, а также показали нам пение в национальной традиции сказителей – ашугов. (записи прилагаются 1 и 2 )

Вечером нас повезли в рыбный ресторан, который расположен в живописном месте под открытым небом. Зрелище радующейся жизни и играющей в воде рыбы, которую потом на наших глазах отлавливают, убивают и с видом равнодушных палачей разделывают, произвело на меня глубокое впечатление…

3.07

Постановка вопроса об актуальности для каждого из нас начала настоящей внутренней работы, поиска неизведанного, страшного своей темнотой, но и притягательно-чудесного глубинного Я.

Разговор об энеаграмме произвёл сильное впечатление, особенно то, что многие «застревают» в 4-й точке, найдя своих друзей по устремлениям и успокоившись на этом. Необходимо преодоление уровня общины и начало своего собственного проекта.

4.07

Сильным переживанием была медитация Gate gate, paragate…

Сразу после длительного погружения в себя была дана возможность соприкосновения на уровне сердечных центров каждого с каждым. Всё это подействовало очищающее и возвысило дух перед проведением мной встречи, посвящённой армянской поэзии и современной музыке.

Мы слушали хоровой концерт Шнитке на стихи Г.Нарекаци – армянского монаха и поэта XI в.

После этого я долго пребывала в состоянии, как будто побывала Дома.

Вечером состоялся обряд передачи светильника - очень красивый и возвышенный, действующий на уровне тонких вибраций.

5.07

День был посвящён поездке по древним храмам Армении.

Мы посетили Эчмиадзин, Звартноц, Гарни (там мы услышали прекрасную армянскую музыку, исполнявшуюся на дудуке).

Далее был небольшой привал на пикник, где небо преподнесло на неожиданные сюрпризы в виде группы приветливых и упоительно танцующих армян, а потом и трио музыкантов, исполнивших национальные мелодии.

Переполненные радостью встречи и впечатлениями, мы поехали в монастырь Гегард. Он оказался кульминацией нашей поездки и средоточием глубины, силы, чистоты Духа. Неожиданно для самой себя стала петь, импровизируя в духе армянского дудука. Сами стены, казалось, создавали звук, потому что ни я, ни мои родные мой голос, записанный там, потом не узнали. Пела не я, пел сам монастырь и атмосфера в нём, а я словно тростник, в который дует ветер, была проводником звука. Армяне, слышав Priority=w:LsdException Locked= class=шие это пение, признавались, что удалось передать интонации и дух армянской музыки (запись прилагается)

Я глубоко благодарна за это подаренное мне состояние слияния и присутствия через голос…

6.07.

Важный разговор с Аркадием Борисовичем, где он говорил о трёх уровнях:

Ереван - Бюракан - Нор-Амберд

(спящее человечество) (реализация, ( обретение Халя)

умение видеть и слышать)

7.07.

Сегодняшний день был гиперактивным по количеству событий.

Началось всё со встречи рассвета и похода в крепость Амберд пешком через горную реку. На протяжении всего пути меня не покидало радостное ощущение гармонии с пространством.

По возвращении мы были захвачены подготовкой спектакля, выражавшего основную суть и сценарий наших поисков истины. Впервые мне удалось быть сторонним наблюдателем, хотя я и была музыкальным оформителем спектакля. Здорово было то, что команда работала сплочённо и спектакль рождался на ходу, фактически из импровизации. Некоторые находки из серии соединения несоединимого (например, эти незабываемые политические вставки из уст Антона Ровнера) очень оживляли действие.

Вечер закончился бесшабашным маскарадом с нарисованными лицами, танцами и даже кухонно-музыкалыми ритмическими импровизациями!

8.07

Поездка в Ереван на концерт ансамбля, играющего на национальных инструментах, в чьём исполнении мы слушали глубокую музыку Гурджиева. Концерт очень сочетался с видом вечернего Еревана и его тёплой южной атмосферой.

9.07

Снова в Ереване, на этот раз в художественном музее с богатой коллекцией древних армянских икон и фресок.

На встрече ИКС, посвящённой Гурджиеву, была интересная ситуация с неожиданным выступлением Артура Юрьевича, который позиционировал себя чуть ли не просветлённым и очень критически высказывался в адрес ведущих встречи.

Большим плюсом было проведение гурджиевских движений Никитой Жилинским. Может быть, это даже было самой сильной стороной встречи.

9.07

День был задан прохождением лабиринта. Даже не зная названия и не получив инструкций, я прошла его с внутренним ощущением, что это проекция моей жизни.

Вечером на пир приехал приглашённый по настоянию А.Б.Ровнера наш вчерашний «критик» – Артур Юрьевич. Теперь ему дали возможность высказаться развёрнуто, и за 40 минут он прочитал нам сжато лекцию-наставление о пути , преградах и преодолениях, в ней содержался экстракт того, чем он жил и к чему стремился, большое количество информации и стоящей за ней энергии, которую он передавал.

Краски нашего внутреннего неба сгустились ещё оттого, что во время выступления гостя начался ураганный ветер, а за ним последовал апокалиптический ливень.

На какое-то время после этой беседы я потеряла интерес ко всему происходящему вокруг и погрузилась внутрь, пытаясь найти глубинный ответ на свои вопросы.

Самое важное, пожалуй, что я вынесла, это необходимость быть тотальным в своём стремлении к цели, а тотальность – это отождествление со своим истинным Я.
/span

Фотографии разных лет с практикумов и семинаров