Елена Купальная. Великое Делание в Танце

 “Вглядисьвнимательнов мою изысканность

И пожни пользуот пояснения украшения”.

(Надпись на архитектуре дворца Альгамбра,

 XIII – XIV вв., Гранада, Испания)

 

 Теме танца и его роли, значению в жизни человека посвящено множество книг, статей, публикаций. И хотяпо роду деятельности я вовсе не связана со сферой хореографии, искусства, литературы, любовь к танцу проходит красной нитью через мою жизнь, и мое повествование будет о его Величестве Танце.

 Источником вдохновения стал испанский танец фаррука. Он явился темкатализатором, благодарякоторому блуждающие мысли выстроились в стройную и дерзкую композицию под названием: « Искусство фламенко – завуалированное знание средневековой алхимии в танце ». Фаррука стала своеобразной призмой, сквозь которую я взглянула на различные танцы разных культур, на различные духовные практики.

Что ж, давайте посмотрим вместе, что из этого получилось.

I.Танец одиночки. Соревнование с самим собой.

 «Одиночныйнародный танец – явление уникальное, ведь танец возник некогда как коллективное действо. Силы, вызвавшие его к жизни – война, религия, любовь – были связаны с коллективом, с людьми. В искусстве танца фламенко эти силы слитывоедино – в нем чувствуется и воинственность, и отсвет древних ритуалов, и любовная страсть. Однако все это танцор несет в самом себе. Безпротивника, с которым предстоит сразиться; без возлюбленной, к которой обращена его любовь.

 Как правило, народные танцы включают в себяэлемент соревнования, «перетанцовывания» партнера, другой пары и т.д. Вспомним хотя бы русский перепляс. Относительно танца фламенко можно сказать, что «байлаор» соревнуется только сам с собой, - отсюда удивительная выразительность и страстность танца.

 Следует подчеркнуть, что танец фламенко не нуждается в широкомсценическом пространстве, зато требует пространства внутреннего – пространства души. Возможно, именно поэтому возникло в цыганско-андалусском искусстве название «хондо» – буквально «глубокий», - обозначающее танец или песню, рождающуюся внутри, в глубине души и передающую сильные глубокие чувства», - пишет Альфонсо Пуиг Кларамунт–теоретик танца иавтор книги «Искусство танца фламенко* ».( 1, с.8)

* Некоторые исследователи искусства фламенкоразграничивают танцы фламенко и танцы хондо. Разделяя позициюавтора этой книги,словом фламенко буду обозначатьцыганско-андалусский танец вообще,в котором существуют группы танцев различного характера: трагико-драматического – хондо; шуточно-озорного – под общим названием чуфлас и т.д.

Теперь обратим свои взоры на алхимию. Её целью является получение Философского Камня (эликсира философов, эликсира бессмертия), а также достижение просветленного сознания. Сам же процесс создания Философского Камняназывается Великое Делание (лат.Magnum Opus). « Инструкции к получению Философского Камня зашифрованы с помощью сложной символики. Многие мастера алхимического искусства сообщали лишь, что «субъект» Делания, т.е. исходное сырье, материал, с которым следует работать, встречаетсяповсеместно и обычно считается бесполезным: «…это некое вещество, которое встречается в природе повсеместно, но люди считают его бесполезным. Он имеет животную, растительную и минеральную природу, тело, душу и дух; он вырастает из плоти и крови, он состоит из огня и воды. Это камень, но и не камень; он неведом, но известен каждому; он презираем, но невообразимо драгоценен; он от Бога, но и не от Бога».

С духовной точки зрения не вызывает сомнений, что «субъектом» Великого Делания является сам алхимик.“Аrs totum requirit hominem”, “Искусство требует всего человека”. АЛХИМИК – одновременно и сосуд Делания, и материал, заключенный в этом сосуде». (2, гл.4, Камень и эликсир)Представляю вашему вниманию фрагмент фарруки* - одной из ветвей могучего древа искусства фламенко.[ Прилож. №1]

* По общепринятой классификации стилей искусства фламенко различают «канте хондо»(«глубокое пение»), «гранде хондо» («большое пение») и «канте чико» («малое пение»). Мелодию фаррукипо сложности музыкального построения относят к «малому пению», но сам танец, по своему внутреннему содержанию, - далеко не легкое, поверхностноедейство; надеюсь, мои дальнейшие рассуждения убедят читателя в этом.А одно из последних обнаружений – строки из стихотворения** Ф.Гарсиа Лорки, посвященные«отцу андалузской музыки » Абу- ль- Хасану Али ибн Нафи (789-857гг), по прозвищу Зирьяб ( в переводе с арабского«Черная птица», сперсидского «золотоискатель»)- подтверждаетправильность хода моих мыслей.* * “ Канте чико — тоже искусство,

 Что поется под солнцем юга.

<…> Нет, не о сладкой любви эти строки

 И не о крепкой мужской дружбе.

 В южной ночи слышна песня Птицы —

 Птицы Черной, с Востока прибывшей…”

 

  1. Трансмутация эмоций

 Алхимия, одна из 3-х основных дисциплин герметизма (наряду с астрологией и теургией), именуемая еще как Операция Солнца, посвящена тайне трансмутации «свинца» в «золото», преобразования его свойств, перехода одного элемента в другой.Если говорить о « Внутренней Алхимии », которая занимаетсявопросами трансформации человеческого существа, то речь пойдет о трансмутации духа, об осуществлении качественных изменений внутри «субъекта», о его «перерождении» и переходе «на новый уровень».

 Так в тибетском буддизме существует знание о 5-ти семействах будд или 5-ти семействах эмоций.

« Энергии распределяются по категориям в соответствии с пятью основными качествами, или «семействами будд» – ваджра, ратна, падма, карма и будда. Каждое семейство будд имеет особую связанную с ним эмоцию, которая трансмутируетсяв особую «мудрость», или аспект пробужденного состояния ума.Ваджра ассоциируетсяс гневом, который трансмутируется в зеркальную мудрость. … За облаками собственнических и агрессивных качеств гнева есть нечто, и это интуитивное прозрение дает нам возможность не менять преднамеренно сущность гнева, а трансмутировать ее в точность и открытость. Ваджра также ассоциируется с элементами воды. ... Облачная, взвихренная вода символизирует защитную и агрессивную сущность гнева, тогда как спокойная вода предполагает способность острого и чистого отражения, свойственного зеркальной мудрости. Ваджра связана с востоком, рассветом, зимой.

Ратнаасссоциируется с гордостью и с землей; это прочность, горы, холмы, пирамиды, строения.…Если вы горды, вы постоянно чувствуете тревожащую возможность неудачи или поражения. В просветленном уме озабоченность самосохранения трансмутируется в душевное равновесие. Все еще существует осознаниеплотности и устойчивости земли, однако нет опасения ее утратить. Все открыто, безопасно, величественно.Ратна связана с югом и осенью, плодородием и благородством в смысле постоянства великодушия. Когда плод созрел, он авоматически падает на землю и просит, чтобы его съели. Ратна обладает этимкачеством отдачи.

Падмасвязана со страстью, с качеством желания, со стремлением обладать. В глубине страсти заключены инстинкт единения, стремление быть совершенно единым с чем-то. Но страсть имеет какое-то истерическое, невротическое качество, которое игнорирует истинное состояние единения, а вместо него хочет обладать, чтобы стать единым. …Мудрость распознающего осознания признает факт единения, но это признание совершенно отлично от дуалистического разделения на «это» и «то», имеющее целью сохранение самого себя. Желание как пожирающее качество огня, трансмутируется в мудрость взаимного связывания при помощи взаимодействия. Вы можете полностью оказаться захваченными чувством обладания в духовномили материальном смысле; вы можете стать настолько очарованными излучающими тепло качествами нужной вам вещи, что окажетесь слепы по отношению ко всему окружающему вас миру, …и это неиэбежно создает определенный вид глупости и невежества. И вот именно это невежество желания преодолеваетсяв мудрости распознающего осознания. В состоянии заблуждения огонь не делает различия между вещами, охватывает их, разрушает и сжигает. В пробужденном состоянии жар страсти трансмутируетсяв тепло сострадания.Падма родственна ранней весне; связана с западом, а также с элементом огня.

Карма ассоциируется с эмоцией ревности, зависти, с элементами ветра. Однако термины «ревность» и «зависть» недостаточно сильны и точны для того, чтобы описать качество кармы. Пожалуй, лучшим определением для этого будет «абсолютное безумие». Вы чувствуете, что не осуществите ни одной из своих целей; вас раздражают достижения других людей, так как вы чувствуете себя слишком отставшим. Страх и недоверие к себе связаны с элементами ветра. Ветер никогда не дует одновременно во всех направлениях, а только в одном. Это соответствует односторонней точке зрения, свойственной безумию или зависти. Карма связана с мудростью всезавершающего действия. Отпадает качество безумия, но остаются качества энергии или страсти к действию, открытости. Иными словами, удерживается активный аспект ветра, так что деятельность практикующего касается всего, что встречается на пути. Он видит присущие ситуации возможности и автоматически избирает такой путь, который способствует выполнению цели. Карма похожа на северное лето, потому что летом все бывает активным, все цветет, реализует свои функции.

Буддаассоциируется с тупостью и обладает всепроникающим качеством, потому что содержит все остальные эмоции и движется вместе с ними. Активным фактором в этой тупости оказывается действие игнорирования, которое ничего не хочет видеть; оно просто все отвергает и отгораживает себя. Вы предпочитаете сохранять безразличие, ничего не искать, не бороться. И это качество лености и глупости передается всем остальным эмоциям. Мудрость, связанная с буддой, - это всепроникающее пространство. Всепроникающее качество тупости удерживается, это как бы основание, но в этой тупости мерцание сомнения и лености преобразуется в мудрость. Эта мудрость содержит колоссальную энергию и разум, который прямо пронизывает все прочие элементы, цвета и эмоции, активизирует все остальные четыре вида мудрости».(3, с. 202-206)

 К тому же в тибетском буддизме существует иконография йидамов и охранительных божеств.«Йидам- это различные аспекты пяти энергетических принципов будд. Они изображаются в виде херука, мужских фигур, илидакини, женских; те и другие могут быть гневными и мирными. Гневный аспект ассоциируется с трансмутациейпри помощи силы, с прыжком в мудрость. Мирные же йидамы ассоциируются с трансмутацией благодаря силе «процесса», т.е. при ней заблуждение умиротворяется и постепенно изнашивается ». (3, с. 208)« В практике отождествления с особымйидамомвам нужно развить осознание, которое отбрасывает вас от вашей заблуждающейся природык природе истинной. Вам нужны неожиданные толчки, постоянные напоминания, нужно качество пробужденности. Это осознание представлено образами охранительных божеств, показанных в их гневной форме.... Здесь налицо гневное осознание, так как оно заключает в себе прыжок. Для такого прыжка необходима особого рода энергия, способная прорваться сквозь заблуждения; вам придетсяпо-настоящему проявить решительность и без всяких колебаний совершить прыжок от границы заблуждений в открытое пространство. Вы должны действительно разрушить колебания, разрушить все препятствия, которые встречаются на вашем пути. Потому-то это божество называется охранительным. «Охранитель» не означает обеспечение вашей безопасности. Это обозначение точки отсчета, направляющее указание, служащее вам напоминанием, удерживающее вас на вашем месте, в открытом пространстве». ( 3, с.210)

Такую трансформацию внутреннего состояния, я думаю, можно узреть в фарруке в исполнении Хоакина Кортеса, где задумчивость, вслушивание в тишину перерождаетсяв решимость, готовность к прыжку. [Прилож. №2]

Опираясь на достижения буддистов и на свой личный опыт Л.Р.Хаббард разработал Шкалу Тонов. Каждому эмоционально-психологическому состоянию человека было присвоено числовое значение отнуля до четырех, условно выражающее количество энергии (а как пишет тот же Чогьям Трунгпа, эмоция - это энергияплюс мысль). Хаббард выделил три важных факта об эмоциях:

1)      Есть набор неизменных реакций соответствующих каждой эмоции.

2)      Эмоции идут в определенном порядке – от “плохих” к “хорошим”, например, илинаоборот.

3)      Есть слои сдерживаемых эмоций, явно невыраженных.

 «В процессе исследований методов улучшения духовного здоровья Рон Хаббард обнаружил закономерность реакций по мере продвижения людей, … в процессе работы они часто сначала проявляли апатию и, при продолжении работы, они проходили через определенные эмоциональные ступени, которые всегда появлялись в одном и том же неизменном порядке для каждого человека: горе, страх, скрытая враждебность, гнев (или воинственность),антагонизм, скука, удовлетворенность и хорошее состояние. Это изменение эмоций было настолько надежным показателем успеха, что он стал использовать его как основной критерий достижений с каждым человеком. Затем он понял, что можно нарисовать эти эмоциональные реакции в виде шкалы, сболее радостными наверху и скверными внизу. Вскоре стало очевидно, что каждый человек в любой момент своей жизни находится где-то на этой шкале, хотя он двигается вверх и вниз по ней, в зависимости от того испытывает ли он удачу или неудачу.Каждаяэмоциональная позиция называется «тон». Как каждому музыкальному тону соответствуетзвук определеннойвысотыи вибрации, так и каждый тон на эмоциональной шкале содержит в себе присущие только ему характеристики; определенный набор отношений и поведения. Было бы довольно трудно играть на пианино, если бы клавиши были не в последовательности, а перемешаны. И также почти невозможно понять людей и помочь им улучшиться без правильной шкалы, которая скажет нам точно насколько высоко или низко находится этот человек на клавиатуре эмоций. [ Прилож. №3 – Шкала Тонов]

Разделяющая линия шкалы тонов – это 2.0. Выше этой точки человек хорошо выживает, он более способен достигать необходимого для жизни, более счастлив, более жив, уверен и компетентен, он побеждает. Ниже этого уровня жизненные надежды человека довольно ничтожны. Чем ниже падает человек по Шкале Тонов, тем больше он готов стать жертвой. Чем ниже тон, тем больше решения и поведение человека находятся под управлением эмоциональных чувств, несмотря на его образование или интеллект». (4, стр.6-7)

 И хотя книга, из которой взята цитата, называется «Как выбирать своих людей», я ссылаюсь на нее в связи с другой целью – целью самонаблюдения, познания себя, своего «набора реакций». На основании этой книги можно сделать выводы, что невозможно достичь стабильного высокого состояния без последовательного прохождения всех тонов -перепрыгивание через«эмоциональные ступени» дает кратковременный результати, как правило, это происходит под каким-либо внешним воздействием. К тому же сдерживаемые, «утаиваемые »эмоции, и «застревание» в них, неминуемо опускают человека по шкале тонов – нужно дать возможность эмоциям выйти, а уж каким способом …, как поется в песне, «каждый выбирает для себя»*.

* сл.Ю.Левитанского, муз.В.Берковского: « Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку –Каждый выбирает для себя ».

 И воспользовавшись словами из этой же книги, что «…все, что поднимает тон человека, являетсястоящимдействием » (4,с.143), предлагаю обратитьсяк фарруке. Если вы внимательно понаблюдаете за исполнением танца, тоувидите, как танцор постепенно поднимается по шкале тонов. Три исполнителя, представленные здесь, в этом приложении, выражают различные эмоциональные состояния, но всем им присуще повышение тона, можно сказать, во всехтрех случаяхприсутствуетпроцесстрансмутацииэмоции. [Прилож. № 4 ], [Прилож. № 5 ], [Прилож. № 6 ].

 Но вернемся к алхимии. « Как только алхимик понимал, что такое Камень – он тут же его находилистановился им. Подобрав исходный материал, начинающий алхимик сталкивался с очереднойтрудностью: теперь ему предстояло понять, какие операции следует проделывать с этим материалом. И снова начинался долгий путь проб и ошибок ». (2, гл.4, Великое делание)

Икак будто об этом говорит танцор фарруки. Танец начинается величавым выходом на сцену, демонстрацией себя, как бы гордо возвещая о своем открытии – вот он я – «субъект» Великого Делания! Но на смену этому чувству приходит смятение, сгущаются сумрачные краски, как бы подчеркивая этап терзаний. [Прилож. №7 ]

 

  1. Стадии Великого Делания

« Экперты алхимического искусства редко сходились друг с другом во мнениях относительно того, какие процессы необходимы для получения Философского Камня и в каком порядке их следует проводить.Древние авторитеты обычно утверждали, что Великое Делание состоит из 4-х основных стадий и что отличительными характеристиками этих стадий являются четыре цвета, которые последовательно принимаетматериал в алхимическом сосуде – черный, белый, желтый и красный. По-видимому, эти четыре стадии - Нигредо, Альбедо, Цитринитас и Рубедо - соотносятся с четырьмя первоэлементами и с нумерологическим значением числа 4, управляющего формой и структурой всех вещей и в том числе золота. К концу Средневековьяколичество стадий и цветов сократилось до трех - черный, белый и красный. В этом отразилась символикатроицы « ртуть-сера-соль» (дух-душа-тело) итройки вообще как числа творения.Но это были лишь основные этапы, а подробности Великого Деланиякаждый мастер понимал по-своему. Некоторые алхимики утверждали, что Делание включает семь процессов (которые соотносились с семью днями творения, а также с семью планетамиибо считалось, что влияние каждой планеты порождает в недрах земли соответствующий ей металл), другие алхимики – двенадцатьалхимических процессов, которые соотносились со знаками Зодиака и с двенадцатью месяцами. Великое Делание являлось подражанием природным процессам, и как Природа проходит годовой цикл, так и алхимик совершает переход от рождения и роста к распаду, смерти и новому рождению.

Английский алхимик Джорж Рипли в своем «Компендиуме алхимии», написанном в 1470 году, перечисляет все двенадцать процессов; почти ничем не отличающийся список приводит в 1576 году другой адепт алхимического искусства Иосиф Кверцетав. Процессы эти таковы:кальцинация («прокаливание»), солюция («растворение»), сепарация («разделение»), конъюнкция («соединение»), путрефикация («гниение»), коагуляция («закрепление»), цибация («вскармливание»), сублимация («возгонка»), ферментация («сбраживание»), экзальтация («возбуждение»), мультипликация («умножение») и проекция («бросание»).

Всякая интерпретация этих процессов как в химическом, так и в психологическом плане неизбежно будет произвольной. Но известно, что целью начальных этапов (вплоть до путрефикации) являлось очищение исходного материала, избавление его от всяких качественных характеристик, превращение его в Первоматерию и высвобождение заключенной в нем искры жизни.

1.Кальцинация – это прокаливание неблагородного металла на открытом воздухе, в результате чего материал должен был превратиться в пудру или пепел. Считалось, что кальцинация, разрушая внешнюю форму неблагородного металла, освобождает его от всяких явных свойств. В духовном плане кальцинация, по-видимому, символизирует очистительное пламя целеустремленности и самодисциплины. Великое Делание начинается со жгучего недовольства собой и своей жизнью, со страстноймечты о высшем [Прилож.№ 8 ], [Прилож.№ 9 ].Это- процесс самонаблюденияв сочетании с непоколебимой решительностью сделать ради этого все возможное. [Прилож.№ 10 ] Такой процесс постепенно приводит к распаду природного”я”(ложного ”я”, можно сказать- примеч.).Все внешние, поверхностные свойства личности сгорают дотла, и остается тончайшая “пудра” внутренней сущности человека.

2. Второй этап – солюция - представлял собой растворение прокаленной пудры в “минеральной воде, не смачивающей руки”. Под “минеральной водой” здесь понимается ртуть. Иногда на этом этапе добавляли в сосуд обычную ртуть, но чаще поступали иным образом. Пары, вышедшие изисходного вещества за время кальцинации и считавшиеся философской ртутью (“духом” вещества), конденсировали в ртутную жидкость и в этой жидкости растворяли прокаленную пудру. Перевод исходного материалав жидкое состояние * обычно считался решающим шагом на первых стадиях Делания, предопределяющим успех всей дальнейшей работы. « Не совершай никаких операций до тех пор, пока не получишь воду». Было широко распространено убеждение в том, что все вещи произошли из воды; такие авторитетные философы, как Платон и Аристотель, полагали, что вода, застывая в недрах земли, порождает металлы. И поскольку металлы, по алхимической теории, - это сгущенная вода, то для того, чтобы превратить металл в воду, нужно вернуть его в состояние Первоматерии и очистить от дефектов, которые он приобрел во время своего «роста» в недрах земли. Этот процесс похож на старания психоаналитика вернуть своего пациента в ранее детство или даже в материнскую утробу, чтобы тем самым разрешить первопричины его психологических недостатков.

 [* Интересный момент: воины-маги линии Дона Хуана Матусастремились к преодолению жесткой фиксации «точки сборки», отвечающей за интерпретацию поступаемой от органов чувств информации, и тем самым приобрести гибкость восприятия, которую они называли «текучестью восприятия» (5, с.37). И это тоже являлось решающим шагомв обучении, чтобы стать «видящим». Для этого использовались такие техники как «перепросмотр личной истории», «сталкинг» (выслеживание себя) имагические пассы (для достижения внутреннего безмолвия), - примеч.]

 Солюция – это процесс глубокого самоанализа и состояние стольже глубокого отвращения к себе. Прокаленная пудра, символизирующая более устойчивые внутренние характеристики человека, растворяется в ртутной жидкости. Глубинные установки, предрассудки, пристрастия алхимика, вся его структура эмоций и реакций растворяется под действием“ртути” – проницательного взора, устремленного в глубины души. Самая трудная задача этого процесса состояла в том, чтобы найти истинную философскую ртуть, обрести истинную проницательность. Солюция была чревата многочисленными опасностями: алхимик мог поддаться страху, отчаянию, иллюзиям и самообманам. « Воды солюции горьки », - говорили алхимики ». [Прилож.№11 ] И как символично снятие пиджака в танце – как избавление от ложных установок, иллюзий. [Прилож.№12 ] И так же символично вступление в этой части танца певца ( причем, зачастую, потивоположного пола) – в этомможно усмотретьпоявление “ртути” – проницательности, мудрого взора, «устремленного в глубины души» танцора. [Прилож.№13 ]

3. « Испытание горькими водами ведет к следующей стадии – сепарации. Согласно Рипли, сепарация – это разделение «субъекта» Великого Делания на масло и воду. Целью этого процесса являлось разложение алхимического сырья на исходные компоненты – либо на четыре первоэлемента, либо, согласно раннесредневековой теории, на ртуть и серу, т.к. они вместе взятые сочетали в себе четыре базовых качества, на которых, в свою очередь, основывались четыре первоэлемента. В поздней алхимии сепарация означала расщепление сырья на ртуть, серу и соль, или на дух, душу и тело. Независимо от того, сколько компонентов должно было получиться в результате сепарации – два, три или четыре, - целью ее являлось дальнейшее очищение материала и приближение еще на один шаг к Превоматерии путем возврата к базовым элементам. Прежде чем приступить к Великому Деланию, алхимик ощущал себя цельной личностью и завершиться Делание также должно совершенной целостностью Философского Камня. Однако в процессе работы он исследовал первопричины своего поведения и тем самым разрушал чувство своей цельности; при этомему могло казаться, будто его разрубают на части или разрывают на клочки: Т.Э.Лоуренс в «Семи столпах мудрости » описывает это состояние. В какой-то момент он почувствовал, что « распадается на части». Тело его (которое алхимик назвал бы солью) продолжало ехать по своим делам верхом на верблюде. Другая часть его (ртуть), « паряв высоте, немного правее, наклонилась и с любопытством осведомилась, чем занята плоть». А третья часть (сера) « беседовала со второй и удивлялась, осуждая труды, на которые обрекло себя тело, и презирая самую цель этих трудов». Это свое состояние Лоуренс назвал «смертным сном»: его спутнику-арабу пришлось ударить его, чтобы пробудить. И действительно, в некоторых отчетах об алхимической работе непосредственно после сепарации наступает стадия «малой смерти» (Нигредо).

4.Однако Рипли и многие другие алхимики полагали, что за сепарацией следует конъюнкция, т.е. достижение равновесия и примирения между враждующими противоположностями. Этот этап обычно представляли в виде брака или соития. Сера-душа вступает в кровосмесительную связь с ртутью- духом. Еще одним символом этой попытки алхимика положить конец невыносимой сепарации, обрести внутреннее равновесие и примириться с самим собой являлся возврат в материнскую утробу. Теперь алхимик очистился от техсвоих свойств и убеждений, которые были « дефектами развития ». Противоположные начала, являвшиеся основными компонентами его природы, претерпели разделение, были приведены в равновесие и снова совмещены. Конъюнкцию можно рассматривать так же как воссоединение четырех первоэлементов (либо же ртути, серы и соли). Она требовала непрерывного нагревания материала на умеренном огне, алхимик получал материал в его изначальной форме, очищенный от несовершенств, возникших в результате ошибок природы. Теперь «субъект» Великого Делания представлял собой Первоматерию в сочетании с одушевляющей ее искрой жизни. [Прилож.№14 ]

5.На следующем этапе предстояло «убить» материал и высвободить эту жизненную искру, что достигалось погружением сырья во влажную и горячую среду (например, нагреванием алхимического сосуда на водяной бане). Лежащий на дне материал должен был постепенно чернеть, что служило признакомего возвращения на уровень Первоматерии – безжизненной и бескачественноймассы, лишенной всех характеристик. Считалось, что материал при этом гниет, а потому данный процесс называлсяпутрефикацией – гниением.Это была первая из основных стадий Великого Делания – так называемое Нигредо, или почернение. Ее именовали «Черной Вороной», «Черным Солнцем», а символами служили гниющий труп, черная птица, черный человек, царь, убиваемый воинами, мертвый царь, пожираемый волком. Черная и зловонная гниющая Первоматерия заключала в себе потенциал великолепногоФилософского Камня. Путрефикация была обязательной стадией Великого Делания, ибо гниение считалось непременной предпосылкой жизни. Полагали, что зерно, упавшее в землю, умирает и сгнивает, благодаря чему высвобождается искра жизни и появляется новое растение (этот процесс отражен в аркане Таро Смерть).В более широком смысле смерть необходимое условие возрождения, как реального, так и символического. В связи с этой идеей алхимики цитировали святого Павла: «Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет», - и далее. «…сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает во славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстаеттело духовное». Нигредо –это «малая смерть» посвящения в мистерии. Алхимик на стадии нигредопретерпевает мистическую «смерть», которую адепты отождествляли с меланхолией- состоянием беспомощности и отверженности, духовного гниения, в ходе которого искра жизни покидает тело и душу. [Прилож.№15 ], [Прилож.№16 ], [Прилож.№ 17 ].

6.Итак, алхимик «умирает», сгнивая в меланхолической слизи. Но постепенно начинается процесс целительного просветления: на него снисходит «философская ртуть» – истинное вдохновение, искра Божия. [Прилож.№18 ]Испарения(дух), выделившиеся во время путрефикации, конденсировались в жидкость, которая насыщала Первоматерию, одушевляя ее и создавая эмбрион, из которого должен будет вырасти Философский Камень. Это была алхимическая « купель возрождения »; алхимики называли этот процесс рождением «от воды и духа». Когда дух воссоединялся с Первоматерией, из водянистого материала в сосуде кристаллизовалось белое твердое вещество. Это был процесс коагуляции или сгущения. Полученное белое вещество представляло собой Белый Камень или Белую Тинктуру, способную обратить любой материал в серебро. Образование Белого Камня являлось второйосновной стадией Великого Делания - стадией Альбедо, или побеления; алхимики соотносили это вещество с белым камнем из книги ОткровенияИоанна(2:17): « побеждающемудам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает». [Прилож.№19 ] Белый Камень сияет в глубине существа алхимика, подобно луне на ночном небосводе, обращая всю тьму в серебро. С этого момента начинается третья и последняя основная стадия Великого Делания, ведущая к Рубедо – красной заре, возвещающей восход солнца во всем его великолепии и ослепительный свет нового дня.

 7.Получив Белый Камень, алхимик переходит к этапу цибации ( вскармливания): материал в сосуде «умеренно питают молоком и мясом». Взращивание эмбриона Камня уподобляется вскармливанию младенца; не исключено, что на данном этапе все-таки полагалось добавлять в сосуд новые вещества, хотя утверждать с уверенностью это невозможно. Герхард Дорн, ученик Парацельса, советовал на поздних этапах Делания вносить различные добавки, в том числе человеческую кровь, чистотел и мед. Кровь должна была насытить Камень жизненной силой. Чистотел наделял его весельем и хорошим настроением, ибо считалось, что это растение исцеляет от куриной слепоты, а по аналогии – и от меланхолии, от « потемок » угрюмости. Мед символизировал радость жизни, а также служил консервантом. Вплоть до относительно недавнего времени это было единственное вещество, использовавшееся как источник сладости. А в древние времена мед использовали для бальзамирования тел покойников, ибо он препятствовал гниению. Дорн утверждал, что мед- сладость бытия- может при некоторых обстоятельствах превратиться в яд, но чистотел, дарующий ясное зрение, по-видимому, служил в этом случае противоядием.

Химические и психологические аспекты завершающих процессов Великого Делания, от сублимациидопроекции, легче рассматривать по отдельности.

 В ходе дальнейших процессов алхимик постепенно снабжал «растущий» Камень качествами, которыми тот должен обладать в итоге Делания, - абсолютной чистотой и стабильностью, способностью превращать неблагородные металлы в золото, а также способностью многократно умножать вес неблагородных металлов.

8.Стадия сублимации представляла собой очищение. Твердое вещество в сосуде нагревали до тех пор, пока оно испарялось; испарения быстро охлаждалии снова конденсировали до твердого состояния. Этот процесс повторяли несколько раз, и символами его, как правило, служили голуби, лебеди и прочие птицы, имеющие обыкновение то взлетать, то снова садиться. Целью сублимации было избавление тела Камня от грязи, в которой тот рождался при путрефикации. С этой целью материал превращали в испарения (дух), осадок выбрасывали, а «дух» снова трансформировали в тело. Солидификация паров как этап роста Философского Камня напоминаетоб аристотелевскихиспарениях, сгущающихся в недрах земли и превращающихся в металлы и минералы.

9. В ходе следующего этапа – ферментации - материал в сосуде приобретает желтый цвет и становится золотом. Не будучи еще полностью совершенным, Камень все же приобретал способность трансмутировать неблагородные металлы. Он становился ферментом, закваской, способной пропитывать и активизировать неблагородный металл и подстегивать его развитие. Это качество характеризует душу Философского Камня, огненный, активный компонент, который возбуждает и оживляет неблагородный металл. Таким образом, в процессе ферментации душа Камня соединяется с уже очищенным телом. Камень посредством некоего пищеварительного тепла, проявляющего его потенциальныеи скрытые свойства, делается способным ферментировать, видоизменять и преображать металлы, … как только мастер увидит, что поднимается белая душа, он должен в то же мгновение присоединить ее к телу.

 10. На стадии экзальтации происходит последняя перемена цвета материала –стадия Рубедо, или покраснение. Судя по всему, алхимики обнаружили, что на последних этапах Делания материал в сосуде становится крайненестабильным. Однако экзальтация должна привести все компоненты в единство и гармонию, не подверженную более никаким изменениям. Душа и тело, объединенные в процессе ферментации, теперь соединялись с духом и Камень становился стойким и стабильным. Жар в печи доводили до максимально возможной температуры, и взору взволнованного алхимика предстает то чудесное зрелище, ради которого он столько трудился в поте лица, - рождение Философского Камня, совершенно красного золота, Красной Тинктуры, или Красного Эликсира, Единого. [Прилож.№20 ]

 11. Теперь новорожденному Камню недостает только одного качества, которое, впрочем, уже присутствует внутри его в латентной форме, а именно- способности плодиться и размножаться, во много раз увеличивая массу неблагородных металлов. Этим качеством Камень наделялся в процессе мультипликации ( умножения) или аугментации ( приращения ). Плодовитым и плодотворным Камень становился благодаря еще одному “соитию”, еще одному соединению противоположностей – королевской свадьбе души и духа, серы и ртути, короля и королевы, Солнца и Луны, красного мужчины и белой женщины, т.е. символов всех противоположностей, примиряющихся в Едином.

 12. И последний этап Великого Делания – проекция – заключался в том, что Камнем воздействовали на неблагородный металл, чтобы превратить последний в золото. Обычно камень заворачивали в воск или бумагу, помещали в тигель вместе с неблагородным металлом и нагревали.

Этипоследние стадии алхимического труда представляли собой несколько процедур уравновешивания и объединения компонентов Камня или присущих ему противоположностей. Философский Камень состоит из трех компонентов – тела, души и духа, - объединение которых происходит последовательно, в четыре этапа:

сублимацияобъединяет тело и дух;ферментацияобъединяет духовное тело с душой;экзальтацияобъединяет тело, душу и дух;мультипликацияобъединяет душу и дух.

 При сублимации тело испаряется и становится духом, а дух, в свою очередь, конденсируется в тело: в результате дух и тело сливаютсявоедино и образуется духовное тело. «Изначальную грязь», изгоняемую из тела, иногда называли «внешней серой». Некоторые алхимики полагали, что каждая вещь содержит две серы – внутреннюю и внешнюю. Внешняя сера – это зловонный, нечистый шлак, от которого надо избавиться, но чистаявнутренняя сера – ценный компонент, и без нее Философского Камня не создать. Для алхимиков-христиан внешняя сера, по-видимому, означала любовь к себе, а внутренняя – любовь к Богу. Удаление серы при сублимации одухотворяет тело, освобождая его от поверхностных, суетных побуждений и забот. Теперь алхимик становится объектом свободной игры своих внутренних движущих сил.

 При ферментации духовное тело объединяетсяс душой. Огненный принцип внутренней серы – душа, или истинная воля, - воздействует на духовное тело как фермент, или закваска, видоизменяя и окрашивая личность и преображая ее в «золото». В процессе ферментации алхимик упоенно отдается своему внутреннему «я»; его охватывает эмоциональное возбуждение, перерастающее в экстаз. Современные оккультисты называют эту закваску «жизнью виноградного сока». Кроули: «… опьяненный сладостью божественного винограда, более не ведаешь ты ни бремени тела, ни томления духа».

 Алхимики утверждали, что на этом этапе материал в сосуде нестабилен, а следовательно, возбуждение ферментации очень часто угасало и прерывалось, не давая устойчивого результата. Чтобы достичь экзальтации, жар в печи необходимо было довести до очень высокой температуры, а восторг алхимика – до высшей точки «контролируемого экстаза». И только тогда Камень в сосуде начинал лучиться красным сиянием, а алхимик достигал экстатического единения с богом. Тело, душа и дух сливались в идеальной и вечной гармонии цельного человека. Экзальтация соответствует аркану Таро Колесница; изображенный на этой карте колесничий разгадал загадку Сфинкса – четыре, три и два сделались единицей. Становясь Философским Камнем, илиЕдиным, человек отождествлялся со всей вселенной. Этот процесс – еще одна «малая смерть»; пройдя через нее алхимик полностью постигает магический смысл изречения: «… если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».[Суфийский мистик Ибн ал-Фарид : « Не знал истинной жизни в мире тот, кто жил в трезвости, кто не умирал опьяненный вином, лишенный разума » (6, с.113)]

 Последние два процесса, мультипликация и проекция, необходимы из-за того, что Великое Делание по своей природе циклично. Сначала Бог был Единым; затем он стал Двоицей – парой противоположностей; а затем, объединив эти противоположности, сделался Троицей и Творцом, благодаря чему возникла Четверица – материальный мир, символом которого считается число 4. Прервать работу с Философским Камнем на стадии единицы, т.е. сразу после экзальтации, означало бы пресечь нить жизни самой вселенной. Дух человека, достигший единения со всей вселенной, должен стать частью ееизвечныхжизненных процессов. На стадиях мультипликации и проекции вступает в силу понятие Любви – Любвикак завершения инового начала Великого Делания. «Любовь, - писал Элифас Леви, - это один из мифологических образов великой тайны и великойсилы, ибо она одновременно служит выражением действия и страсти, пустоты и изобилия, копья и раны ». (2, гл.4,Великое Делание)

 Итак, мы совершили путешествие в таинственную алхимию, вместе с исполнителями фаррукипрошли стадии Великого Делания. Как видим, восхождение на вершину, с которой можно лицезреть «красную зарю и ослепительный свет нового дня» не проходит ровно, по прямой линии. Как мелодия фарруки идет «волнами», как медленные движения сменяются стремительными поворотами, энергичной дробью, как эмоционально-психологические состояния танцора чередуются ( уныние-решимость-вдохновение) и с каждым новым витком мелодии - увеличение амплитуды переживаний, так и алхимическиепроцессыидут по синусоиде, пока не достигнут стабильного, равновесного положения. Подобную «раскачку» эмоций мы можем наблюдать в оздоровительной системе Мирзакарима Норбекова (правильнее будет сказать, которую он рассекретил, - «это мудрость тысячи лет, тысячи наставников»).Там есть упражнение «Маятник эмоций» и медитация «Акт прощения» для очищения души. «Тренировка эмоций (Маятник эмоций)производит ревизию нашего эмоционального состояния, она растаскивает, разгребает эмоциональные завалы, скапливающиеся в закоулках нашего подсознания и угнетающие наш дух. Однакоосвободить нас от этого хлама, эмоциональных «шлаков», способна лишь одна медитативная акция, а именно медитация акта прощения » (7,с.40 ). Упражнение «Маятник эмоций» заключается в том, что практикующий сначала вызывает в себе состояние равновесия, гармонии; потом отправляет себя в печаль, безысходность, потом переходит к спокойствию, потом - смех, радость. И опять благодатный покой. Опять обратиться к печали. Беспомощность, обреченность, страх, и на этой ноте из бездны стремительный взлет ввысь. Торжество жизни, ликование. Не правда ли, похоже на фарруку? А покаяние и смирение на стадиях солюции, путрефикации - не есть ли это«медитация акта прощения»? [Прилож.№21 ]

 Я думаю, заметна разница в исполнении фарруки мужчинами и женщинами. Мужчины в танце используютпринцип гневного осознания – воинственность, силу прыжка (в буквальноми переносном смысле). Женщины же более применяют мирные йидамы– “изнашивание” боли, печали через пластику рук, грациозность движений, извиваний тела. Нонапомню, это есть разные формы выражения одной сути - трансмутациидуха. Кстати и в алхимии, согласно некоторым источникам, есть два пути Великого Делания: первый–путь короткий, сухой, мужской, левойруки, основанный на привлечении некоего огня; второй – путь длинный, влажный, женский, правой руки, осуществляемый посредством множества дистилляций.

  1. Символика танца

 И еще несколько слов о символике танца фламенко.

 Прежде всего хочу обратить вниманиена словосочетание « искусство фламенко ». Ни одному народному танцу, или группе танцев, не «присвоено звание» - искусство такого-то танца. Есть фольклор такого-то народа, прикладное искусство такого-то народаи … есть восточные боевые искусства, искусстваславянских единоборств, алхимическое искусство и искусство фламенко. Не правда ли, интересный факт?

 Да и слово «фламенко» загадочно: « Этимология слова «фламенко» до сих пор не совсем ясна, во всяком случае у фольклористов нет единого мнения по этому вопросу. Некоторые исследователи возводят это слово к названию птицы «фламинго» (по-испански «фламенко»). Повод для такого предположения дают костюмы танцоров, подчеркивающие стройность фигуры, а также причудливость движений этой экзотической птицы. По мнению других исследователей, искусство фламенко было занесено в Испанию цыганами, пришедшими из Фландрии в XVI веке. От слова «Фландрия» будто бы и происходит название жанра. Словом «фламенко» – «фламандец» в значении «бродяга», «обманщик»называли пришедших цыган. Существует такжеи такое предположение, что слово «фламенко» происходит от латинского слова «огонь» ( flamma ). … Распространена также гипотеза, что искусство фламенко восходит ко временамкульта огня и первоначально было ритуальным ».(1,стр.7 )Что ж, эта гипотеза мне импонирует, ведь и алхимия - древнее искусство, работающее с огнем, с пламенем очищения и преображения. Аизвестное высказывание в отношениифламенко – «Огонь, умирающий для того, чтобыродиться », - только усиливает проводимую аналогию.

Также вискусстве фламенко существует понятие «дуэндэ». « В буквальном смыслеel duende (исп.) – дух ветра; эта сила определяет поступки и творческую жизнь человека. Этот термин используют также для описания способности мыслить поэтическими образами. Среди латиноамериканских curanderas, которые собирают сказки, он понимается как способность становитьсявместилищемдуха, иного, чем свой собственный ».( 8, с.460).

 Федерико Гарсиа Лоркатак писал о дуэнде: «Это - тайна, прокоторуювсемы знаем, о которой ничего не ведаем, но из которой приходит кнамглавноев искусстве. …Великие артисты испанского юга- андалузцы и цыгане – знают, что ни песня, ни танец не всколыхнут душу, если не придет дуэнде. …Идело не в таланте,авсопричастности,вкрови,иными словами - в древнейшей культуре, в даре творчества.

 Итак, дуэнде - это мощь, а не труд; битва,анемысль.

Каждый человек, каждый художник (будь то НицшеилиСезанн)одолеваетновую ступенькусовершенствав единоборстве с дуэнде.

Только с дуэнде бьются по-настоящему. …дуэнденадобудить самому, в тайниках крови. …рано или поздно господь посылает алчущемупламенныетернии.

 Но путей к дуэнде нет ни на одной картеиниводномуставе.Лишь известно, что дуэнде,как звенящие стеклом тропики, сжигает кровь, иссушает, [не стадия ли кальцинации?- примеч.] сметает уютную, затверженную геометрию, ломает стиль [солюция, сепарация?- примеч.];это он заставилГойю, мастера серебристых, серых и розовых переливов английской школы, коленямии кулаками втирать в холсты черный вар.

 Но дуэнде не появится, пока не почует смерть, [стадия Нигредо?- примеч.], пока не переступит ее порог, пока не уверится, что всколыхнет те наши струны, которым нет утешения и не будет.

В Испании ( и на Востоке, где танец – религиозное действо) дуэнде всецело покорны тела плясуний-гадитанок, воспетых Марциалом, голоса певцов, прославленных Ювеналом; дуэнде правит и литургией корриды, этой подлинно религиозной драмой, где, так же, как и в мессе, благословляют и приносят жертвы.

Вся мощьантичногодемонавлиласьв это свидетельство культуры ичуткостинашего народа, в это безупречное празднество, возносящее человека к вершинам ярости, гнева и плача [согласно Шкале Тонов вершиной, высшей ступенью после Горя и Гнева является Энтузиазм ( Экзальтацияв Алхимии) - примеч.]. В испанском танцеи в бое быков не ищут развлечения: сама жизнь играет трагедию, поставленную дуэнде, и ранит в самое сердце.

Мыслью, звуком и пластикой дуэнде выверяет край бездны в честной схватке с художником. … дуэнде – ранит, и врачеванию этойвечноразверстойраны обязано все первозданное и непредсказуемое в творениях человека.

Дуэнде, вселяясь, дает магическую силу стиху [Сравните со стадией коагуляции: “Итак , алхимик «умирает», но постепенно начинается процесс целительного просветления: на него снисходит истинное вдохновение”- примеч.] , чтобы кропить черной водойвсех,кто внемлет. [Как помним, на стадии коагуляциииспарения, выделившиесяво времяпутрефикации (Нигредо) конденсируются в жидкость, которая насыщала Первоматерию, одушевляя и создавая эмбрион Философского камня- примеч.]

 Я уже говорил, что дуэнде влечет бездна, разверстая рана, влечеттуда, где формы плавятся в усилии, перерастающем их очертания.

 Вспомним одержимую дуэнде цыганку из цыганок святую Терезу, цыганкуне тем, что сумела смирить бешеного быка тремя блистательными приемами(аэто было), … но тем, что была изтехредкихнатур,когодуэнде пронзает копьем: он желал ей смерти, ибоона вырвала у него последнюю тайну, головокружительныйпереходотпятинаших чувств к единому, живому во плоти, в тумане, в море - к Любви, неподвластной Времени.

 Приближение дуэндезнаменуетломкуканонаинебывалую,немыслимую свежесть - оно, как расцветшая роза, подобно чуду и будит почтирелигиозный восторг.

 В арабской музыке, будь то песня,танецилиплач,дуэндевстречают неистовым "Алла! Алла!" ("Бог! Бог!"). А на испанском юге появлениюдуэндевториткрик души:"Живгосподь!"-внезапное,жаркое,человеческое,всеми пятью чувствами, ощущение бога.

Дуэнде возможен влюбомискусстве,но,конечно,емупросторнейв музыке, танцеиустнойпоэзии,которымнеобходимовоплощениевживом человеческом теле, потомучтоонирождаютсяиумираютвечно,аживут сиюминутно». ( 9, «Дуэнде, тема с вариациями»)

Давайте еще раз внимательно присмотримся к фарруке. Каждый танцор по-своему вступает в поединок с дуэнде за овладение совершенством. Это и протест отчаянно заламывающихся рук, и вопрошание с надеждой обращенных к небесам рук, взоров, это и открытие себяБожественному Провидению с доверием распростертых объятий. Но неизменно одно -создание Вертикали в самом себе, связиЗемли с Небом в самом человеке. Стройность осанки, подтянутость танцора вызывают ощущение натянутой струны, готовой завибрировать от Прикосновения Духа.

 Заслуживает особого внимания не только выразительность рук – «матерь испанского танца», но иих иносказательность.Часто повторяемая схема движенийв танце фламенко: одна рука идет вверх, другая – вниз, потом наоборот; также попарно «вперед-назад»( «влево-вправо»), словно иллюстрация к словам из «Изумрудной скрижали»:

То, что находится внизу, подобно тому, что находитсянаверху;То, что находится внутри, подобно тому, что находитсявовне.

Также в танцевальныхдвиженияхфламенко можно “прочитать” идругиепринципы герметизма (алхимии), опубликованные в книге ” Кибалион” в 1912 году тремя авторами, назвавшимися “тремя посвященными”:

Принцип полярности –всё имеет свою противоположность; в сущности, противоположности есть лишь грани чего-то одного, “две стороны одной медали”, которые всегда могут быть примирены одним парадоксом;

Принципритма – всё находится в непрестанном двустороннем движении: поднимается вверх и опускается вниз, переходит из одной своей противоположности в другую;

Принцип Причины и Следствия – всё имеет свою причину и свое следствие, «случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан»;

Принцип пола – все вещи имеют в себе два начала («пола»), и всякое творчество есть результат взаимодействия этих двух начал.

Также символична ине лишена тайного смысла и«остановка », пауза во время танца. Во-1х, это продиктовано законами построения танца, сформулированными еще в Древней Греции – « принцип триединства в танце »:1.подражание (выразить характерные черты чего-либо);2. пауза (чтобы дать зрителям осмыслить показанное); 3. круговые, вращательные движения, чтобы соединитьпервых два элемента танца.

Кстати, и « триединство гармонии », проявленное в искусстве античности - музыка, слово, танец - присутствует в искусстве фламенко.

Во-2х, это напоминает гурджиевское упражнение «Стоп», «остановку внутреннего диалога » в учении Дона Хуана Матуса (практики Тенсегрити); намек на буддистские медитации, суфийские практики, целью которыхтакже является достижение безмолвия, обретение внутренней тишины и состояния пробужденности .

 Такжеуместно будет здесь сказать и о выбивании дроби. В саентологии (Л.Р.Хаббард) есть упражнения на «обладательность» (частое прикосновение к каким-нибудь предметам) для того, чтобы помочь человеку вернуться в физическую реальность, вернуть сознание. Выход из «путрефикации» в фарруке происходит благодаря сапатеадо – отбиванию дроби.Да и вообще, любой переход на «тон выше » сопровождаетсячасто повторяемыми хлопками, щелканьем пальцев, ударами каблуков. К тому же, сапатеадо – это и отработка Скуки по Чогьяму Трунгпе, и прохождение Монотонности, как непременного условия достижения уровня Энтузиазма ( см. Шкалу тонов) и умение «держать резонанс» - быть в резонансе. [Прилож.№22 ]

 И как интересно теперь читаетсяизречение из тибетских писаний: « Знание необходимо раскалить, отбить и выковать подобно чистому золоту, тогда его можно носить как украшение».( 3, гл.1)

 

Продолжение следует…

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Кларамунт А.П., Флора Альбайсин. «Искусство танца фламенко». М.: «Искусство», 1984

2.Ричард Кавендиш. « Черная магия» («Магия Запада»), глава 4 «Камень и Эликсир».

3. Чогьям Трунгпа. «Преодоление духовного материализма. Миф свободы и путь медитации.

Шамбала: Священный путь воина». Изд-во «София», К. 1993г.

4.Рут Миншулл. «Как выбирать своих людей».

5. Карлос Кастанеда. «Магические пассы». ООО Издательский дом «София». 2005

6. Пригарина Н.И. «Суфизм в контексте мусульманской культуры». М.:Наука,1989

7. Норбеков Мирзакарим. «Тренировка тела и духа». Издательский дом «Питер». СПб.2004.

8. Кларисса Пинкола Эстес. «Бегущая с волками». Изд-во «София». ИД «Гелиос»,2001.

9. Федерико Гарсиа Лорка. Избранные произведения в 2-х томах. Стихи. Театр. Проза. Том 2.

Лекции и выступления. М., «Художественная литература»,1986

Комментарии   

 
#1 Sasha 11.12.2013 22:33
Люблю и танцую фламенко несколько лет. С самого начала было ощущение, что это не просто народный или светский танец. Спасибо за Ваше подробное и глубокое исследование.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить