А.Р. Ораж "Как жить полнее" и другие эссе

  А. Ораж (часто Орейдж) – основатель журнала «New Age», давшего импульс широкому интересу к мистике и эзотерике. Познакомившись в 1014 году с П. Д. Успенским, а в 1922 с его учителем Г.Гурджиевым, Ораж  глубоко заинтересовался учением «четвертого пути». Он помогал становлению гурджиевского движения в Америке, написал сотни статей и книг, исследующих вопросы психологии, философии и естественных наук с позиций человека, получившего опыт духовной «Работы». На сайте Гурджиевского Клуба публикуются новые переводы различных текстов А. Оража.

  Далее вы можете прочитать одно из психологических эссе Оража.

  

  *** 

Время кажется для нас долгим или коротким в зависимости от того, является оно наполненным или пустым. Мы можем сравнить время с нитью, на которую нанизаны бусины. Когда бусины расположены очень близко друг к другу, мы даже не знаем о нити. Чем дальше они друг от друга, тем больше видна нить.

Однако в то же самое время, как мы жалуемся на собственную скуку или на то, что все неинтересно, также мы жалуемся, что в нашем распоряжении слишком мало времени. Когда мы осознаем течение времени, мы скучаем, а когда мы не осознаем этого, то время идет слишком быстро.

В целом мы принимаем бусины так, как они случайно нанизаны на нашу нить. Мы не выбираем, не создаем и не управляем случаями и событиями, которые происходят с нами, они просто сами нанизываются, немногие из них могут быть яркими и цветными и, возможно, из золота и драгоценных камней, но большинство из них – из обычного стекла. Также мы не утруждаем себя тем, чтобы оказаться в тех условиях, где бусины создаются, т.е. где все случается. И более того, это странно, но верно, что даже в обстоятельствах, наполненных происшествиями для некоторых людей, другие люди ничего не находят. Мужчина или женщина могут жить скучно и без особых происшествий в самых романтических обстоятельствах просто потому, что ничего не происходит именно с ними.

Жалобы бездействующих людей на то, что у них нет времени, конечно, неоправданны. Лекарство для них простое: они должны быть постоянно заняты. Но жалобы на время очень активных людей, чья жизнь наполнена и которые все же не находят жизнь достаточно полной, являются обоснованными. Вы живете на полной скорости, каждый момент заполнен, вы не жалуетесь, что жизнь пуста, а только слишком коротка. В целом двадцать четыре часа в день с вынужденным бесполезным сном – слишком мало времени для тех вещей, которые человек хочет и имеет возможность сделать, если бы не время. Есть ли лекарство от этого счастливого и несчастного положения вещей? Мы не можем продлить время. У нас уже есть все то время, которое у нас есть.

Рассматривали ли вы возможность удвоения или утроения и даже еще большего увеличения нити без уменьшения ее длины? По аналогии с нитью и бусинами очевидно, что вы не можете нанизать больше бусин, чем нить может выдержать, вы не можете заполнить жизнь временем полнее, чем позволит время. Но это возможно, по крайней мере иллюстративно – приладить новую нить рядом с первой и нанизать бусины, а затем, возможно, добавить еще и еще одну, создавая в результате целое пространство там, где сначала была только одна единственная нить.

Что такое Bремя, как мы обычно понимаем это? Единственный ряд последовательных событий. В каждый данный момент мы призваны сделать выбор между несколькими возможностями, и при каждом таком выборе мы, так сказать, жертвуем невыбранными возможностями. Время как последовательность – это просто реализация одной возможности из многих в каждый следующий момент. Если бы мы могли реализовать две возможности или три-четыре сразу, мы бы жили в двух, трех или четырех различных потоках времени. Наша жизнь, хотя и не более долгая, чем раньше, тем не менее, содержала бы больше времени. Мы проживали бы несколько обычных жизней сразу.

Но как это сделать? Не стоит пытаться больше втиснуть в один ряд. В лихорадочной спешке и суете возможно, в лучшем случае, лишь заполнить одну нить, как правило, событиями очень неустойчивыми и обыденными. С другой стороны, на первый взгляд кажется, что в равной степени невозможно увеличить нити  и выбрать осуществление нескольких возможностей сразу, особенно когда они появляются, чтобы исключить друг друга.

Главной трудностью, однако, является наше современное воспитание, которое дало нам представление о времени как просто об одной последовательности, и, естественно, мы считаем, что только одна последовательность возможна. Первое, что нужно сделать, это думать одновременно о событиях и осознавать одновременно события, которые в настоящее время мы воспринимаем отдельно и последовательно, а не все сразу.

Например, нет ничего более определенного, чем тот факт, что в каждый момент нашей бодрствующей жизни мы получаем сотни чувственных впечатлений, выполняем сотни более или менее заметных движений и являемся субъектом для сотни внутренних ощущений, таких как мышечные сокращения, дыхание, изменения температуры и кровяное давление. Получив любой определенный мотив для наблюдения и становясь сознательными относительно любого из них, мы можем изолировать его от остальных и уделить ему наше внимание. Но обычно мы даже не делаем этого. Для всего сознания, которым мы обладаем относительно чудесной чувственной жизни нашего тела, мы могли бы не иметь тела вообще или могли бы спать. За исключением особых случаев, когда наше тело настаивает на привлечении нашего внимания к себе, мы относимся к нему просто как к машине, не имеющей никакой реальной сознательной ценности.

Можно было бы предположить, что дело обстоит иначе с другими нашими нитями: нашей жизнью чувств и жизнью мысли. Но проанализировав, мы видим, что мы просто являемся спящими как относительно богатого потока нашей эмоциональной и интеллектуальной жизни, так и для жизни физической. Это верно, что некоторые люди более, а другие менее сознательны относительно одного из трех потоков жизни. Люди интеллекта более осознанны относительно своих мыслей, нежели в чувствах и физической жизни. Эмоциональные люди более осознанны относительно своих эмоций. Просто чувственные люди более осознанны относительно своей физической жизни. Но, во-первых, ни один из этих типов людей на самом деле не осознает больше, чем один аспект жизни, в котором он специализируется. Интеллектуал осознает лишь немногие процессы мысли, художник осознает лишь немногие из его эмоциональных потоков; чувственный человек осознает лишь немногие из его физических ощущений. И, во-вторых, очень и очень немногие люди могут быть даже периодически и частично сознательными одновременно относительно двух потоков, и еще меньше людей могут когда-либо прийти к одновременному осознаванию всех трех.

Теперь если мы предположим, что каждый из этих трех способов или видов переживания является нитью времени и что каждая нить всегда заполнена бусинами, то, очевидно, мы можем по крайней мере утроить наше время и, следовательно, нашу жизнь, начав одновременно осознавать все три последовательности событий. Иными словами, одновременно осознавая наши физические движения и ощущения, наши чувства и наши мысли, мы будем вести в реальности три жизни сразу, реализуя три возможности в любой момент.

Естественно, это не легко. Начните с попытки осознавать ваши движения и физические ощущения, когда они на самом деле происходят. Попробуйте осознавать все больше и больше, что делает ваше тело. Позже пытайтесь замечать ваши изменяющиеся потоки чувств, однако не прекращая осознавать свои физические проявления. И наконец попытайтесь осознать потоки своего мышления и соедините эти наблюдения с предыдущими наблюдениями или с осознаванием своей физической и эмоциональной жизни.

Тем самым, если вы будете настойчивы в этом, вы утроите свое время и обогатите вашу жизнь. Этот метод не является интроспективным и не является анализом. Вам не нужно думать об этом, а только осознавать, а осознавать в полной мере – это значит быть полностью сознательным.

 

Из сборника «Психологические эссе»

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить